Эта статья относится к разделам: Интервью
27.03.2020
Алексей Чичков,директор и учредитель ГК «Алмаз»,46 лет, г. Новосибирск
ГК «Алмаз», Производство стальных дверей, коммерческие резки металла, гибкий металл, ПМД.Штат — 127 человек.
— Алексей, расскажите, как вы пришли в дверной бизнес?
— Я работал на всех ключевых позициях в дверной индустрии, начиная с монтажника входных дверей. Данный опыт позволил мне понимать клиента, тонкости производства, и я прекрасно представлял продукт, который бы удовлетворял желания потребителя. Было принято решение — открыть свое производство. Для этого я взял кредит, купил гибочный станок, и все — так и началась в 2012 году история нашей компании, которая изначально называлась «Пиллар», что в переводе означает «основание, столб».
— Расскажите о своей продукции.
— В ассортименте у нас всегда был средний минус, средний плюс. Были попытки уйти в «эконом», но, если честно, я его делать не умею, так как это априори означает использование дешевого сырья. А я против некачественной продукции. Для меня любая дверь «Алмаз» — это гордость. А как я могу гордиться тем, что с легкостью может сломаться в руках.
Также к основному ассортименту средний плюс у нас добавился премиум сегмент. При этом средняя стоимость нашей двери — от 17 до 60 тыс. рублей.
— А какая у вас география деятельности?
— Мы работаем от Калининграда до Камчатки, задействованы практически все основные города России.
— Кстати, о планах — на что рассчитываете в ближайший год в области продаж?
— На этот год мы поставили план роста продаж на 31 %. Амбициозно, но тем не менее я знаю, что мы выполним эту задачу. Год начался неплохо, производство работает, не то чтобы в полную силу, но все по плану. Также в этом году у нас ожидается переезд на новую площадку, которую мы выкупили. Сейчас там как раз заканчивается ремонт.
Что касается планов по самому производству, то в ближайшее время будем переоснащать оборудование — уходить в более высокотехнологичное, что позволит уменьшить себестоимость дверей и увеличить выпуск продукции. Также в планах два проекта по выпуску новых моделей дверей — буду их лично дорабатывать.
— Расскажите об основных проектах, которые были осуществлены в компании за последние годы.
— В основном это выпуск новых моделей дверей. Я сам занимаюсь разработками и могу отметить, что сейчас приходится абсолютно все патентовать. Очень тяжело работать на рынке, так как наш известный всем конкурент молниеносно все копирует и патентует под своим брендом. К примеру, в сентябре 2019 года я разработал новинки, в октябре мы их доработали, и вот я до сих пор не могу их презентовать, потому что не готов патент. По той же причине я не участвую в этом году на строительной выставке в Новосибирске — если я там презентую свои новинки, то до главной выставки страны «Мосбилд» их уже кто‑нибудь скопирует и выставит там, как свои.
Копии — сейчас это одна из основных проблем дверного рынка. Бывает, что я захожу в какой‑нибудь магазин и из ассортимента в 15 – 16 дверей нахожу 4 – 5 своих, которые изобретал лет 5 назад, а сейчас они представлены под каким‑нибудь чужим брендом. Поэтому я сейчас все патентую и только потом презентую, чтобы все было на законном основании.
— В связи с вышесказанным, давайте поговорим о ваших конкурентах.
— Если говорить именно о настоящих конкурентах, то я их не воспринимаю таковыми, это скорее мои партнеры. Я со всеми компаниями пытаюсь вести диалог на основе здравого сотрудничества, а не конкуренции. Не вижу смысла в конкуренции с точки зрения «подножек». К примеру, среди моих друзей директора крупных дверных заводов, с которыми мы регулярно созваниваемся, обсуждаем насущные проблемы, помогаем друг другу советами и не только.
— Теперь поговорим о вас. Расскажите об основных принципах управления вашей компанией?
— У нас каждый сотрудник занимается только своим делом, согласно должностным инструкциям. Он идет по четко намеченному маршруту, который мы ему определили, и четко выполняет свои задачи. Вот это основное, что помогает в управлении компанией. Единственное, где это правило оспоримо, — это продажи. Любой, кто приведет к нам клиента, получает с этого бонусы — будь то грузчик, монтажник или другой сотрудник. Поэтому в продажи у нас вовлечены все. Плюс в управлении помогает своевременное обучение сотрудников. Я сам постоянно участвую в различных тренингах, езжу ради этого в другие города. Считаю, что нужно постоянно развиваться, расти, иначе будет застой, ведь все, что не растет — умирает.
— Расскажите, каким урокам вы научились благодаря своему бизнесу?
— Самый главный урок — это постоянный контроль. Контроль дохода, контроль равновесия, контроль собственного эмоционального фона. При этом контроль — это не значит ходить и постоянно за всеми смотреть. Нужно просто выстроить систему таким образом, чтобы информация о делах компании своевременно поступала ко мне на стол.
Еще один урок — я научился ценить хороших сотрудников и увольнять неэффективных. Многие могут сказать, что у нас текучка. Но если человек приходит ко мне на работу и за определенный период не выполняет своих обязанностей, то я с ним прощаюсь и ищу нового сотрудника. И так будет происходить до тех пор, пока я не найду достойного. На это может уйти год или больше, но я не соглашусь на меньшее. В то же время, если человек хорошо работает, его труд не остается незамеченным.
— Какие книги повлияли на вас как на руководителя?
— Я стараюсь постоянно учиться и читаю очень много книг. Последние прочитанные — РэйДалио «Принципы» и Джен Синсеро «НЕ НОЙ». Также в моем списке много книг по маркетингу, продажам, основам управления.
— Чем вы еще увлекаетесь в свободное время, кроме чтения?
— Свободное время я посвящаю тренировкам, хобби, друзьям, решению повседневных вопросов.
— Поговорим про рынок входных металлических дверей в России.
— Мое мнение — по количеству выпущенных дверей рост рынка равен нулю, потому как расти больше некуда. В то же время постоянно открывается большое количество небольших заводов, которые сегодня есть, а завтра их нет. Рынок падает, а люди вкладывают немалые деньги, пробуют новый для себя дверной бизнес. Все жалуются, но в итоге продолжают работать. Я считаю — не стоит паниковать.
Я сужу по своему опыту. Наша компания уже не один год показывает стабильность по всем показателям.
Что касается в целом дверного рынка — падение началось с 2014 года, в этом году должны постепенно подниматься. По логике вещей. Но опять-таки, мы зависим от огромного количества факторов, которые нужно прогнозировать.
— Что можете сказать о строительном рынке?
— Я часто езжу по регионам, вижу, какая там ситуация. Так или иначе, сейчас у нас, в Сибири, растет Барнаул, но опять же, непонятно, до какого времени. Омск начал возрождаться, можно с ними возобновить работу. В каждом регионе ситуация индивидуальна.
— Расскажите о тенденциях в области входных дверей.
— В плане внешнего вида особо ничего не поменялось — больше всего продаются двери толщиной не менее 100, три контура. Двухконтурными практически никто не интересуется. Сегодня нужно постоянно удивлять конечного покупателя — идет тенденция на частую смену моделей.
В плане ценовых тенденций — идет удорожание.
— Вы сказали, что сегодня нужно постоянно удивлять покупателя. Что еще можете сказать про потребителя?
— Покупатель остался таким же требовательным, плюс ко всему стал более информированным. А если он еще хорошо осведомлен о своих правах, то для него очень важен сервис, к сожалению, многие компании забывают про это. В то время как хороший сервис — это как минимум +30 % к продажам.
— А какую долю ваша компания занимает на рынке Сибири и в целом на рынке России?
— В целом, считаю, что наша компания имеет хорошую представленность по стране.
Но всегда есть куда расти. Как говорят мои друзья, где бы они ни были — везде есть двери «Алмаз».
— А что можете сказать про китайские двери на рынке?
— Китайские двери — это дешевый сегмент. Так как я не работаю там, соответственно, ничего конкретного не могу сказать. Знаю, что на китайскую дверь у нас в стране всегда найдется свой покупатель.
— Какие компании являются для вас эталоном?
— Я перечитал очень много книг Стива Джобса, поэтому компания Apple одна из таких, у которой можно многому научиться. Также могу привести в пример Toyota. По их системе я нанимаю сварщиков, к примеру. У них вообще очень много полезных фишек, которые учат правильно вести бизнес в производстве.