Эта статья относится к разделам: Аналитика
27.03.2020
Денис Федотов, генеральный директор ГК «Двери России»
Дверная розница очень зависима от строительного рынка и уровня конкуренции. Рассмотрим объём сданного жилья в Санкт-Петербурге.
В целом снижение объемов ввода жилья из за кризиса 2014 г. было незначительным, в отличие от кризиса 2008 г. Тогда относительно 2008 г. объемы ввода в среднем снизились на 22 % на последующие 5 лет, то есть до 2013 г. И только лишь в 2014 г. показатель вышел на докризисный уровень. Лидирующую позицию по вводу жилья занял 2017 г., было введено 3536,08 тыс. м2, относительно 2016 г. рост составил 13 % (рис.).
А что на рынке с конкуренцией?
Исходя из опыта работы, который начинается с 2003 года, сегодняшнее положение дел можно описать следующим образом.
Рынок разделился на несколько основных игроков.
1. Дверная фирменная розница от фабрик.
2. Дверная фирменная розница от дистрибьюторов.
3. Сеть отдельно стоящих магазинов в дверной рознице.
4. DIY строительные гипермаркеты.
5. Интернет-магазины, работающие в строительном сегменте.
6. Небольшие сети дверной розницы, имеющие торговые секции в интерьерных и строительных центрах.
7. Индивидуальные предприниматели, владеющие одной торговой секцией.
8. Частные столярки.
9. Интернет-магазины, работающие в интерьерном сегменте.
Сегодня рынок находится в стадии становления и развивается в условиях высокой конкуренции. Рассмотрим каждую из экономических моделей. Попробуем предсказать перспективы их развития.
Начнём с исторических и географических особенностей региона.
Исторически в Санкт-Петербурге открывалось много небольших магазинов в отдельно стоящих зданиях и на строительных рынках.
Выгодное географическое положение. С одной стороны Финляндия с другой стороны Эстония, а главное — мощный порт. Двери из Европы и Китая хлынули на рынок с огромной скоростью. К 2009 году рынок был очень перегрет и буквально рухнул. К 2015 году быстро развиваются DIY магазины.
Специализированная дверная розница на тот момент напрямую была зависима от производства и менялась под влиянием основных игроков производственных компаний.
В 2020 году ситуация в корне изменилась. И следующее десятилетие будет принадлежать торговым компаниям, а производствам придётся становиться более гибкими, чтобы успевать за тенденциями рынка.
Вернёмся к тем экономическим моделям. Я бы разделил их на две категории.
1. Строительной направленности.
2. Интерьерной направленности.
Начнём с первой категории.
Строительной направленности.
1. DIY строительные гипермаркеты.
2. Дверная фирменная розница от дистрибьюторов.
3. Сеть отдельно стоящих магазинов дверной рознице.
4. Дверная фирменная розница от фабрик.
DIY строительные гипермаркеты.
Скорости их развития феноменальны, применяемые технологии самые современные. И у них ярко выраженная строительная направленность.
Таким магазинам нужны большие объёмы продаваемой продукции, и они не смотрят в маленькие города. Им нужна высокая оборачиваемость. Тут и сейчас.
Растущая конкуренция заставляет DIY забирать клиентов там, где раньше это было малорентабельно. И на это у них есть большие ресурсы.
А именно:
1. Интернет-торговля складской продукцией, в том числе и дверной.
2. Доставка этой продукции.
3. Монтаж стандартной продукции.
Они прочно заберут всю розничную торговлю дверьми, где нужна стандартная продукция.
Дверная фирменная розница от дистрибьюторов.
Смысл таких магазинов — увеличить объём продаваемой продукции фабрик, представленных дистрибьютором.
Такие розничные сети будут забирать под себя маленьких дилеров. Фактически заменяя фирменную розницу фабрик в регионе. Скорее всего, такая модель в Санкт-Петербурге перестанет существовать.
Сеть отдельно стоящих магазинов в дверной рознице.
Смысл таких магазинов — более выгодно представить продукцию большего количества фабрик. В местах, где мало торгово-интерьерных центров. Скорее всего, такая модель не выдержит конкуренции с DIY и интерьерными торговыми центрами.
Дверная фирменная розница от фабрик.
Смысл такой бизнес-модели — продавать продукцию фабрик напрямую покупателям, без посредников. Такая модель скорее патология на рынке Санкт-Петербурга, чем здравый смысл. Здесь, скорее, это создано усилием воли владельцев фабрик.
Теперь вторая категория.
Интерьерной направленности.
• Небольшие сети дверной розницы, имеющие торговые секции в интерьерных и строительных центрах.
• Индивидуальные предприниматели, владеющие одной торговой секцией.
• Частные столярки.
Давайте по порядку.
Небольшие сети дверной розницы, имеющие торговые секции в интерьерных и строительных центрах.
Смысл этой бизнес-модели — ориентируясь на покупательский спрос, подобрать производителей, соответствующих спросу, и предложить интерьерное решение с индивидуальным подходом. Такая торговая сеть сможет конкурировать на дверном рынке Санкт-Петербурга только в более высоком сегменте, сотрудничая с дизайнерами и дизайн-студиями, используя высокие стандарты работы.
Один или даже три магазина в таком формате не выдержат конкуренции в ближайшие 10 лет на рынке дверной розницы в Санкт-Петербурге. Им придётся масштабироваться или исчезнуть.
Индивидуальные предприниматели, владеющие одной торговой секцией.
Смысл этой бизнес-модели в экспертности самого владельца. Такие модели будут постоянно появляться на рынке дверной розницы в виде стартапов. Но в ближайшие 10 лет такие розничные секции будут поглощаться.
Подведём итог
В ближайшие 10 лет рынок специализированной дверной розницы будет выглядеть примерно так.
1. DIY строительные гипермаркеты.
2. Сетевая дверная специализированная розница с функцией дистрибьюции, работающая под собственным брендом.
3. Интерьерная специализированная дверная розница, работающая под собственным брендом, с функциями интернет-магазинов.
4. Частные столярки с эксклюзивным интерьерным интернет-магазином и выставочным залом.
5. Хочу закончить эту статью цитатой из книги КеничиОмае «Мышление стратега»: «Стратегическое мышление — чрезвычайно мощное оружие, лазерный луч, который, если дать ему свободу, сотрёт все границы и сформирует единое экономическое пространство, где люди смогут создавать новое, свободно конкурировать, потреблять лучшее из того, что производится в мире».