Вернуться к списку статей

Эта статья относится к разделам: Аналитика

27.03.2020

КРЫМ –рынок с небольшой емкостью

Григорий Кирпиченко, представитель Torex и «Волховец»

Всем игрокам на рынке известно, что на территории Крыма всего два продающих города — это Симферополь (около 400 тыс. чел.) и Севастополь (около 450 тыс. чел.).

Итак, город-герой Севастополь

За последние 10 лет отчетливо сформировался дверной кластер, принявший в себя 80 % торговых точек Севастополя, — это рыночная территория 600×300 метров в районе ул. Соловьева, в обиходе — «Соловьи».

Общий уровень территории и качество экспозиций многих магазинов не раз шокировали гостей с материка. Часть территории — это ангары постройки СССР, которые были в 90‑е оптово-розничными продовольственными базами и исчерпали себя морально и физически еще 10 лет назад. В помещениях довольно прохладно зимой и жарко летом, примитивные стенды и достаточно высокая плотность образцов на единицу площади, что, впрочем, вполне объяснимо и характерно для сегментов эконом, средний-минус и средний. К плюсам территории можно отнести невысокую аренду помещений, наличие парковки и большое количество магазинов смежных тематик. Устойчивая генетическая память местного населения формирует достаточно мощный трафик людей, занятых поиском широкого ассортимента разных товаров — от крупы до мягкой мебели. Большинство дверных магазинов являются мультибрендовыми и имеют небольшие площади помещений. На этом фоне выделяются более крупные игроки, постепенно аккумулировавшие торговые площади и являющиеся доминирующими по ассортименту и занимаемым площадям.

Представлены производители Ульяновска, Коврова, оптовиков по ЮФО и Profildoors, как пример продукта массового распространения. Если говорить об ассортименте, то с 2014 года он практически полностью состоит из российских производителей, однако присутствуют предложения украинских производителей «Папа Карло» (г. Харьков), «Новый стиль» (г. Херсон), «Меранти» (г. Донецк), но это, скорее, исключения из общего вектора развития.

Данный кластер вмещает в себя, помимо магазинов дверей, мебельные магазины, сантехнику, обои, продукты питания и одежду. Трафик на Соловьевском рынке в общем можно считать целевым, т. к. доля товаров для ремонта преобладающая. Игроки в среднем, среднем-плюс сегментах избегают нахождения внутри территории рынка — их целевой клиент в общей массе относится к указанной рыночной территории с небеспочвенным предубеждением и брезгливостью. Однако под влиянием магнитной силы «Соловьева» сформировался внешний контур магазинов в более высоком ценовом сегменте. Уровень «салонов» на орбите Соловьевского рынка выше, чем на самом рынке. На территории нового кластера (улицы Толстого-Гидрографическая), образовавшегося еще при Украине, расположены магазины дверей, света, обоев, кафельной плитки, сантехники, напольных покрытий. Данный кластер являет на данный момент более широкое ассортиментное предложение в ценовых сегментах средний, средний-плюс, премиум. Здесь представлены торговые марки Torex, «Волховец», «Софья», «Папа Карло», «Терем», Arma, Profildoors и др. Удобное транспортное сообщение, первая линия, возможность парковки делают это место еще более привлекательным для взыскательного клиента. Немаловажным источником трафика для этого кластера, помимо близости к рынку, являются дизайнеры и прорабы.

Стоит упомянуть и торговые точки по продаже дверей на периферии — в разных районах города. Как показала история, сверхпопулярными такие торговые точки не стали. В Гагаринском районе можно отметить адрес пр. Октябрьской революции, 20, на котором расположились порядка пяти магазинов дверей с мультибрендовым ассортиментом, в том числе салон «Гардиан». В других районах города дверной активности не наблюдается. Объяснение низкой популярности дверных магазинов районного масштаба состоит в небольших расстояниях при перемещении клиента по городу. К тому же, где бы ни был на периферии дверной салон, клиент в 90 % случаев неизбежно поедет для выбора дверей на «Соловьи» и рядом прилегающую территорию, т. к. количество торговых точек по продаже дверей здесь идет на десятки, а по смежной тематике — на сотни.

В специализированных мебельных центрах двери практически не представлены. Неудачный опыт размещения дверных магазинов в мебельных центрах утвердил рынок «Соловьи» как передовую в ожесточенных дверных сражениях за оставшихся клиентов со стремительно падающим бюджетом. В некоторых мебельных центрах очередь из арендаторов — хороших площадей не хватает.

К прочим можно отнести магазины на территории рынка Южный на въезде в город: небольшое количество маленьких магазинов работают в сегменте эконом и средний-минус. Напряженный дорожный трафик по выходным, сложности с парковкой, низкий уровень экспозиций и высокая конкуренция с DIY — неизменные спутники подобных торговых точек.

Относительно интернет-торговли более-менее внятных и заметных предложений, кроме интернет-портала Kwadratura, я не увидел. Глубина доверия к интернет-торговле дверями низкая, а количество личного времени у клиента на поездки по городу высокое. Заказчик не против потрогать все руками, и огромное количество магазинов, в том числе DIY, ему в помощь.

Теперь немного о рынке всего Крыма, как говорится, крупными мазками

В частных разговорах с поставщиками отмечается невысокий интерес к Крыму, как к рынку с небольшой емкостью и средней покупательской способностью. Этот регион не является приоритетным, скорее, это дополнительный рынок сбыта к чему‑то основному, очередная промежуточная цель в стратегии развития любого оптового поставщика. При численности населении Республики Крым около 2,5 млн чел. (точной цифры на данный момент с учетом миграции населения после 2014 года нет) более-менее стабильные продажи дают Симферополь и Севастополь. На эти города приходится 800‑900 тыс. человек, т. е. это 36 % от общей численности населения Крыма. Остальная часть наших потенциальных покупателей — 24 % проживает в малых городах около 100 тыс. человек и меньше, и в селах — это 40 % от всего населения Крыма. Тренды малых городов — скудный выбор, низкий средний чек для массового покупателя или поездка чуть более взыскательного клиента в Севастополь или Симферополь в поиске нужного товара в наличии по приемлемой цене. Тренд в селах — покупка по крайней необходимости, приоритет в выборе товара — это цена, дизайн вторичен, впрочем, как и реальные свойства продукта. О свойствах дверей клиент узнает от продавца, и тут все как у классика: «Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад!». Случаи продажи, например, квартирных входных дверей под видом уличных являются нормой.

Выбор ассортимента и ценовых предложений в крупных городах, бесспорно, выше, чем в регионах. Также наблюдается миграция клиента из Симферополя в Севастополь (80 км) и обратно, но это единичные внестатистические случаи, чаще связанные с импульсивным поведением клиента и нежеланием глубоко изучать предложения на местном рынке. Ведь уникальных продуктов, брендов практически нет — предложения Симферополя и Севастополя в этом на 95 % идентичные.

Что касается прогнозов, то с одной стороны, идет активная многоквартирная застройка крупных городов, с другой стороны, отмечается более выраженная сезонность и падение среднего чека по сравнению с 2018 года. Все это на фоне достаточно насыщенного предложения на рынке дверей во всех ценовых категориях. Думаю, тенденция к падению среднего чека продолжится, конкурентная борьба обострится, всех игроков рынка ждет непростое начало года.

КОММЕНТАРИЙ

Ирина Сысуева, директор по развитию продаж ЮФО ГК «ДвериХолл»

И это все действительно так! На сегодняшний момент в Крыму два самых продающих города — это Севастополь и Симферополь, именно они приносят 70‑80 % от оборота. И самое главное, что действительно — средний чек значительно снизился в 2019 году по отношению к 2018 году, все больше покупателей интересует относительно недорогой продукт и качественный сервис. Те продавцы, кто предлагает комплексное решение, при котором покупатель затратит меньше времени, будет в выигрыше. Поэтому сейчас многие меняют формат своей работы.

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group