Эта статья относится к разделам: Аналитика
27.03.2020
Антонина Поздеева, директор «ДВЕРИАНТ» (Севастополь)
В регионе преобладают несколько поставщиков с определенным ассортиментом — «Двери Холл», «Оптима Порте», «ВФД», «Кубаньстроймаркет», Profildoors. Монобрендовые салоны в регионе практически так и не успели развиться, поэтому 95 % — это мультибренды. Удаленность региона от основных производственных мощностей плюс дорогая логистика приводит к тому, что в подавляющем количестве дверных магазинов мы увидим 60 % ассортимента однородного из представленных в регионе оптовых операторов.
Что касается падения среднего чека — да, в том случае, если магазин выбирает своим основным ассортиментом как раз те 60 %. В целом покупателей и желающих обновить свой интерьер стало меньше и в количестве, и в качестве.
Участились случаи покупки напрямую на производствах. Конечного потребителя сложная логистика пугает меньше, чем владельцев магазинов. Покупательский спрос на «нечто не такое, как везде» сохраняется.
За последний год произошли некоторые изменения в оптовом предложении — например, Profildoors начал активнее представляться в торговых точках, практически не претендуя на эксклюзив, как это было раньше. «ВФД» и «Двери Холл» — обеспечили предложение с чеком до 5000 за блок, а продавцы не смущаются и ленятся предлагать что‑то иное, почему средний чек и падает. Все чаще можно встретить недоумение покупателя, когда предлагаешь хороший, надежный продукт, он-то уже знает, что двери стоят 3000.
Кроме падения чека, есть тенденция к снижению продаж в штуках. Если в целом в регионе в 2015 году емкость рынка межкомнатных дверей была по некоторым оценкам, до 6000‑7000 полотен, то на сегодня можно услышать цифру в 3000.
Что касается онлайн-торговли, на мой взгляд, тенденция к началу поиска в онлайн с последующим «потрогать руками» усиливается. Другое дело, что представленность онлайн в нашем регионе все-таки скудная. Но покупатель не готов тратить время на знакомство с рынком ногами даже несмотря на небольшие расстояния. Причем, в онлайн-поиск уходит даже старшее поколение (45-55 лет).
Что могу добавить?
Покупательская способность продолжает снижаться, и даже в недавнем прошлом устойчивый «средний-плюс сегмент» начинает уходить в более низкий ценовой сегмент. Из-за преобладания на рынке в регионе ограниченного количества поставщиков с определенным ассортиментом моделей на складах — работа с покупателем сводится к возможности продавца предоставить более низкую цену, чем конкуренты. Это приводит к снижению маржинальности продаж и как следствие в среднесрочной перспективе — невозможности развития и инвестиций в собственный бизнес. Все игроки на рынке все больше «закрываются в коробочку, где стабильно», и на риски масштабирования, расширения, открытия новых торговых точек сегодня мало уже кто способен.
Несмотря на тенденцию к снижению среднего чека в массовых продажах, можно отметить рост интереса со стороны покупателя к инженерным системам типа пенал, купе, twice, рото и swing-системам. Все чаще можно услышать желание покупателя приобрести двери со скрытыми петлями. Все чаще выбор покупателя останавливается на фурнитуре известных итальянских брендов. Увеличивается потребительский спрос на технологичные продукты и в дверном бизнесе. Другими словами, если мы предлагаем просто дверь в разных цветах — покупателю становится скучно, если мы предлагаем необычную технологию или систему открывания, позволяющую сэкономить пространство, если в раздвижной системе мы предлагаем не экономить на синхронизаторе, объясняя, насколько это комфортно и эстетично, — это 90 % успеха.
С учетом того, что в 2019 году на выставке дизайнеров в Париже основная масса представленных новинок в интерьерах были варианты «ЭКОСТИЛЬ» — это сочетание простых, естественных, иногда грубых отделок с массой зелени или элементов природы в доме, можно сделать вывод, что в ближайшие 2 года на рынке дверей будет усиливаться тенденция к покупке дверей в белом или светлом цвете, незамысловатых, с простыми, неглубокими фрезеровками, дверей с алюминиевой кромкой и дверей-невидимок. Можно предположить, что скоро покупателя будет не удивить разнообразием модельного ряда и ассортиментом покрытий, и удивлять придется как раз технологией. Другими словами, нас, дверников, ждет очередной непростой, но наверняка интересный год!