Эта статья относится к разделам: Аналитика
27.03.2020
Тимофей Фальковский, директор фабрики дверей FALKO (Томск)
Основной проблемой рынка металлических дверей в 2019 году стало падение покупательского спроса, связанное с продолжающимся снижением доходов населения.
Производители столкнулись с ростом цен на МДФ и металлопрокат, что сыграло значительную роль в формировании себестоимости продукции. Причиной этому послужила деятельность монополистов рынка, отразившаяся на всех его участниках. В связи с тем, что розничные цены на стальные двери не повышаются в течение длительного периода, очень остро встает вопрос рентабельности производства.
Это время, когда производители стремятся больше внимания уделить развитию сервиса, расширять географию присутствия, стать более клиентоориентированными и подстроиться под конъюнктуру рынка.
Тренды дверного рынка в новом сезоне обусловили такие значимые факторы, как влияние тенденций европейского рынка, сокращение сроков разработки и производства новинок, рост популярности нестандартных моделей дверей.
Многие новшества приходят с опозданием и в Сибирь, хотя сегодня влияние западного рынка здесь особенно заметно. Это во многом связано с развитием Сибирской ассоциации дизайнеров и архитекторов, которая сейчас ведет активную деятельность по популяризации дизайна во всех сферах жизни общества, участию дизайнеров и архитекторов в формировании городской среды, организации обмена опытом практикующих и молодых специалистов.
Тенденции в нашей отрасли сейчас диктуют самые известные дизайнеры интерьеров, которые ориентируются на мировые тренды в области дизайна и архитектуры. Но из‑за основной проблемы рынка — снижения покупательской активности — их внедрение и широкое распространение не всегда возможно.
Сейчас отмечается сокращение периода выхода новинок на рынок. Если раньше с момента появления на рынке нового интерьерного решения до его тиражирования основными игроками проходил год, то сегодня этот период сократился от трех месяцев до полугода. Это связано с усовершенствованием работы маркетинговых отделов компаний. Маркетологи постоянно анализируют рынок, быстро подхватывают тенденции и ставят интересные интерьерные решения на поток.
Поскольку эксклюзивность быстро переходит в разряд популярных тенденций, на первое место выходит принадлежность продукции к бренду, проверенному временем. Востребованными по‑прежнему являются такие конкурентные преимущества производителей, как короткие сроки изготовления, широкий ассортимент продукции, удобный сервис работы с партнерами. Именно они позволяют небольшим фабрикам, специализирующимся на производстве дверей на заказ, находить своего потребителя.
2020. Возможно, даже увидим рост
Александр Жигадло, директор филиала TradeLock (Новосибирск)
По моему мнению, общую оценку рынка металлических дверей провести невозможно, да и что даст информация только о количестве произведенных дверей. Слишком многое скрывается внутри. Считаю, что корректнее всего рынок МД оценивать, разделив на ценовые сегменты. При классификации за основу возьмем базовые сегменты: премиум (квартирные двери стоимостью выше 40000 рублей), средний или бизнес сегмент (здесь стоимость 25000‑40000 рублей) и эконом (куда попадают двери 7000‑25000 рублей).
Итак, что можно отметить касаемо премиум сегмента. Эти двери отличает богатая отделка и оснащение дорогой фурнитурой, замки и цилиндры преимущественно итальянского производства. Ниша прочно занята 4‑5 региональными производителями плюс 2‑3 крупных производителя европейской части России. Объем производства, по моей оценке, на уровне 5000 штук в год. Объем производства стабилен, нет роста, но нет и падения. В данном сегменте производители себя не ограничивают в выборе материалов, открыты новым трендам. Постоянно экспериментируют. Предлагая покупателю «любой каприз» за его деньги.
Средний сегмент не предполагает огромного разнообразия комплектаций, на мой взгляд, это самый консервативный сегмент с четко выверенным соотношением цена-качество. Производители чаще всего не хотят экспериментировать в плане фурнитуры, но конкуренция заставляет производителя постоянно совершать действия по снижению себестоимости. В данном сегменте, при внешнем лоске и глянце, очень ярко начинает прослеживаться экономия на фурнитуре. Зачастую мы видим двери с неполной комплектацией, например, отсутствие глазка (не обусловленное технической особенностью), ночной задвижки, наличие одного замка вместо двух и даже отсутствие броненакладки на цилиндровом замке. Здесь, как правило, используются замки отечественного производства или турецкие. Данные двери, в большинстве, уже нельзя назвать иконой надежности, но стилистически эти двери очень похожи на двери премиум сегмента. За последний год окончательно сформировался устойчивый тренд на квадратную фурнитуру. Вслед за рынком межкомнатных дверей вырос спрос на фурнитуру черного и сатинового цветов. Объем производства данного сегмента оцениваю в 50000 штук в год.
И самым сложным, с точки зрения аналитики, является эконом сегмент. В этот ценовой диапазон входят квартирные двери, двери для застройщиков, технические и противопожарные, все эти двери попадают в сегмент до 25000 рублей. Объем производства в данном сегменте оцениваю в 100000 штук, что на 20 % ниже прошлогодних показателей. Здесь сосредоточена наибольшая конкурентная борьба и производителей, и поставщиков фурнитуры.
Огромная конкуренция, в свою очередь, диктует необходимость постоянного удешевления себестоимости, в том числе за счет снижения стоимости комплектующих. Здесь (в отличие от премиума и мидл) на первое место выходит цена, отодвигая качество на второй план. Тренд на комплектующие без гальваники с применением пластиковых элементов, замки нижних серий отечественного и китайского производства, алюминиевые и ZAMAKовые цилиндры. Также немаловажен вопрос скорости поставки, так как никто не покупает «впрок».
Дверной рынок ещё не нащупал себяв интернете
Александр Ипатьев, генеральный директор «Город Мастеров» (Новосибирск)
Говоря о трендах прошедшего 2019 года, несомненно, стоит упомянуть о развитии интернет-торговли в нашей отрасли. В настоящий момент происходит настоящий бум развития интернет-маркетинга, любой уважающий себя производитель сегодня имеет интернет-ресурс для продажи своей продукции. Конкуренция в поисковых системах «Яндекс» и «Гугл» уже серьёзная. На наш взгляд, дверной рынок ещё не нащупал себя в интернете. Безусловно, есть несколько хороших примеров, но учитывая те эксперименты, которые проводят наши коллеги по дверному рынку, видимо, у них есть некоторые проблемы с конверсией. На самом деле это не удивительно. Процесс принятия решения о покупке несколько более сложный в сравнении с теми же окнами. Тут должен быть некий симбиоз офлайн и онлайн продаж.
Затянувшийся экономический кризис и снижение реальных доходов населения наложили существенный отпечаток на отрасль. На этом фоне изменились потребительские предпочтения. Сегмент дешевых дверей 10‑15 тысяч рублей в розничных ценах несколько вырос. Проблема в том, что примерно ⅔ этого сегмента принадлежит DIY, конечно, в западной части нашей страны данный факт прослеживается более существенно, но и Сибирь не исключение. По этой же причине наблюдается размывание среднего сегмента. Учитывая эти факторы, у производителей есть два пути. Либо работать с DIY, либо идти по своему уникальному пути, обычно связанному с дорогим сегментом. Оба варианта одинаково сложные и имеют свои подводные камни. Мы свой выбор сделали уже давно.