Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
22.01.2021
Александр Ошурок, директор по развитию «Все двери»
По итогам 2019 года специалисты дверной отрасли оценили внутренний рынок потребления в 1,6 млн блоков. 75 % объем производства занимают два производителя: «Новый стиль» и «Омис». Если оценивать динамику рынка в 2019 году по отношению к 2018 году, то он вырос в пределах 5 % в шт.
Объем производства оценивается примерно в 2,3 млн дверных блоков.
Экспорт в 2019 году вырос на 14 %, где доля «Нового стиля» и «Омиса» от общего объема подавляющая.
Доля импорта небольшая, в основном производители из Беларуси и РФ, и серьезную конкуренцию украинским производителям не составляют, доля менее 5 %.
Так как украинские производители фактически поделили весь местный рынок, крупные розничные дверные сети начали самостоятельно искать эксклюзивные ТМ и развивать собственный импорт, чтобы снизить зависимость от украинских производителей. Из российских фабрик встречаются «Профильдорс», «ВФД», «Веллдорис», «Бекар», «Эльпорта». Из белорусских Belwooddoors, Unidoors, «Исток».
ТМ, произведенные в РФ, чаще всего продают под СТМ или noname. В рознице страну происхождения потребителю не афишируют. По моим наблюдениям, конечный потребитель перестал остро реагировать на российский товар.
Уверен, что доля импорта по итогам 2020 года сильно вырастет относительно 2019 года, т. к. для этого сейчас есть все предпосылки.
В канале DIY фактически есть только один игрок — «Эпицентр». На сегодня это 70 маркетов, доля рынка около 30 %. На все другие строительные магазины формата DIY приходится доля до 5 %.
В «Эпицентре» соотношение продаж по покрытиям за 2019 год, в деньгах, следующее:
— МДФ-фантики — 18 %
— массив без покрытия — 6 %
— финиш-пленка — 12 %
— ПВХ — 46 %
— шпон — 9 %
— эмаль — 9 %
По итогам 2019 года в «Эпицентре» значительно выросли продажи входной группы, по итогам чего принято решение сокращать торговую площадь межкомнатной экспозиции в пользу входной группы. Межкомнатная группа выросла всего на 3 %.
Также «Эпицентр» продолжает развивать формат отдельных «салонов дверей» на площади дверной секции торгового центра. В этих шоурумах представлен средний и высокий ценовой сегмент с профессиональной консультацией и сервисом. Таким образом «Эпицентр» успешно конкурирует с салонами дверей и увеличивает средний чек в товарной категории.
В декорах потребитель отдает предпочтение светлым, белым и серым оттенкам. Высокий спрос есть по белым гладким пленкам, и практически у каждого украинского производителя появился такой декор в ассортименте.
Карантин в целом расстановку сил в рынке не изменил. Фактически ограничения в стране действовали 2 месяца, и за это время все компании были заняты оптимизацией своих затрат и перестраивали свою работу в online. Физически точки продаж не работали (кроме «Эпицентра»), но если клиент хотел консультацию, то для него персонально открывали салон.
По итогам общения с клиентами, за время карантина продажи снизились в пределах 50 %, где доля продаж online в среднем составляла 25 – 50 % от общего товарооборота. После снятия ограничений доля online снизилась к привычным 10 %.
Ожидания от 2020 года:
— Увеличится импорт. Входная группа прошла этот путь еще в 2018 – 2019 гг.
— Высокая вероятность второй волны карантина в сентябре-октябре.
— Снижение покупательской способности и объема строительства.
— Смещение спроса с сегмента средний в средний минус и низкий.