Вернуться к списку статей

Эта статья относится к разделам: Рынок дверей

22.01.2021

Алексей Лисовский, совладелец компании HanDoors (Казахстан), о сложившейся ситуации на казахстанском рынке дверей в свете последних событий



Алексей Лисовский, совладелец компании HanDoors (Казахстан)

1. ТАКОГО СТРЕССА РЫНОК НЕ ПЕРЕЖИВАЛ ДАВНО. По моим ощущениям, девальвация тенге в 2015 году прошла в два раза более мягко сравнительно с ситуацией в 2020. Связано это было с принадлежностью рынка к российским поставщикам, так как «пик» рубля по отношению к «вечно зеленому» был гораздо стремительнее, чем у тенге. Все, кто ввозил в долларах, либо переориентировались на рубль, либо просто ушли с рынка, к примеру, украинские производители «Новый Стиль» и «Омис».

Так вот, самая длинная «дверная весна» на моей памяти в этом году:

— Выиграли отдельно стоящие магазины, с возможностью торговли «из‑под полы» — аккуратные разговоры по телефону, когда обе стороны заинтересованы в осуществлении сделки, и намеками договариваются на встречу в салоне, просто умиляли…

— Большие дверные компании очень сильно пострадали из‑за недостаточной гибкости и разногласий среди руководителей при решении вопроса «что делать?».

— Через месяц-полтора крупные строительные магазины пролоббировали интересы в парламенте и разрешили торговлю крупным строительным маркетам. Это возмутило «мелких» дверников, и те стали торговать практически неприкрыто, невзирая на внушительные потенциальные штрафы (речь, конечно, об отдельно стоящих салонах). Все остальные 3 месяца без торговли…

2. МОЖНО СКАЗАТЬ, ТРАДИЦИОННЫЙ ДВЕРНОЙ РЫНОК В МАРТЕ ВСТАЛ КАК ПО СТОП-КРАНУ. Те, кому осталось внести предоплату, — внесли, кто хранил свой товар на складе продавца — вывезли. Эта инерция продолжалась буквально неделю, максимум две.

Много было разговоров, что интернет-торговля переживает нереальный подъем, но дверей это не коснулось. Да, увеличились консультации по телефону, выросло в два раза посещение Instagram страниц и сайтов, но ни одной сделки, которая была проведена без посещения салона, по межкомнатным дверям я не знаю. Да, были продажи, в частности и у нас по группе через Instagram, но это мизер. К примеру, таких сделок было 3 – 5, стало 7 – 10. Можно сказать, выросли в интернет-продажах в 2 раза, но по факту это ни о чем… И так все дверники.

Отложенного спроса в рознице никакого нет, кто хотел купить — купил, часть совсем передумали ремонты делать. Так что рынок просел. Об этом, думаю, могут сказать и российские производители, отгружающие в Казахстан свою продукцию.

Еще один факт, где крупные дверные компании пострадали, — это кассовые разрывы. Крупные клиенты перестали платить дистрибьюторам, те, в свою очередь, не смогли выполнять обязательства перед заводами, из‑за чего последние нередко приостанавливают отгрузки.

Девальвация на 15 % тенге практически никого не задела, так как рынок Казахстана подавляюще российский.

Прогноз до конца года — 20 % в традиционном дверном рынке. Но все еще зависит от осени и зимы…

3. DIY СЕТИ останутся на уровне продаж прошлого года либо даже прирастут. Своевременное лоббирование позволило сетям торговать тогда, когда остальным делать этого нельзя было. Также у сетевых магазинов уже были хорошо отлаженные услуги по доставке товара, что в условиях ограниченного передвижения по городу было очень важно.

4. СТРОИТЕЛЬНЫЙ РЫНОК имеет инерцию минимум в 1 год с проектными деньгами на счетах. Так что дверники, ориентируемые на строительный рынок, смогли воспользоваться ситуацией и сумели договориться о более выгодных условиях поставки. Строительный рынок растет десятилетие подряд, отрицательного значения к предыдущему году не было уже достаточно давно.

5. ТЕ РАСКЛАДЫ ПО ДОЛЯМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ МЫ ВИДИМ НА РЫНКЕ КАЗАХСТАНА СЕГОДНЯ, — ЭТО ВСЕ ПРОШЛОГОДНИЕ НАРАБОТКИ.

Отдельно стоит сказать про «Эстет»: амбиции у этой команды весьма серьезные — четкая и планомерная экспансия Чебоксар на дверной рынок Казахстана. Серьезно «покусали» ProfilDoors — даже по самым скромным подсчетам «Эстет» забрал 30 % их доли. Открылся целый ряд фирменных салонов по Казахстану. Часть дистрибьюторов и дилеров ProfilDoors начали «подмешивать» ассортимент «Эстетом», а некоторые, особо недовольные правилами москвичей, полностью переориентировались на Чебоксары.

Кстати, о еще одном производителе из Чебоксар — Geona также уверенно увеличивает свою долю на рынке, в том числе за счет того же ProfilDoors.

У ВФД серьезные планы по Казахстану, нашли очень сильного дистрибьютора на юге, и уже не первого. Пока фирменных салонов не видно, но все шансы сделать хорошую правильную розницу у них есть, осталось дело только за партнером с опытом.

Rumax, как и Velldoris, продолжают работать через своего дистрибьютора из Караганды, доля этих производителей сокращается.

Uberture вырос в объемах продаж относительно прошлого года, чему способствовала реализация в DIY.

Доля «Краснодеревщика» продолжает свою тенденцию к сокращению 4‑й год подряд.

Украинские производители после 2015 года не оставляют попытки вернуться на рынок Казахстана, но пока это особо ни к чему не приводит.

«Новый стиль» и «Омис» на грани выхода с рынка. Rodos, похоже, окончательно оставил попытки зайти на рынок Казахстана спустя почти 2 года хаотичных движений с целью закрепиться. Ни ассортимент, ни логистика, ни долларовый товар не способствовали этому, а главное — не смогли найти хорошего дистрибьютора.

Самый заметный белорусский производитель Belwooddoors сократил объемы продаж в разы, но эта ситуация имеет временный характер, связанный с кадровой политикой в компании, и уже к концу года ситуация, скорее всего, выровняется, так как запас прочности велик, и второй филиал (первый в Нур-Султане) в Алматы продолжит рост.

Конечно, нельзя не сказать о «Волховце». Продолжают экспериментировать в поисках дилеров. Доля относительно прошлого года подросла за счет актюбинского дистрибьютора, который имеет сеть салонов по Казахстану.

 

6. ЕСЛИ ГОВОРИТЬ О ТОМ, КУДА ДВИЖЕТСЯ РЫНОК И КТО ЗАДАЕТ УРОВЕНЬ, ЗДЕСЬ НАМЕЧЕНО НЕСКОЛЬКО ТРЕНДОВ:

— 
Царга сильно преобразилась, задал тон ProfilDoors в свое время, сейчас чебоксарские производители активно используют эту тему. Лично для меня 5 лет назад никакой ассоциации с царгой и классическими моделями в хороших пленочных покрытиях не было. ProfilDoors с серией U полностью поломал во мне этот стереотип, а «Эстет» с коллекцией Sonata полностью перевернул отношение к царге.


Белые и «около него» цвета продолжают преобладать 4‑й год подряд. Но тенденция в сторону альтернативных решений уже отчетливо прослеживается. Так, виден сдвиг в сторону серого, дубового, орехового и других комбинаций.

— 
Следующий тренд несут с собой Geona и «Эстет» — это суперклассные пленки в покрытиях, которые уверенно забирают долю рынка у эмали, доминирующей последние 4 года в среднем сегменте.

Как я говорил ранее, строительный рынок количественно растет ежегодно, но также присутствует и качественный прирост. Так, основные застройщики ставят стандарт для дверного проема 2,3 м при высоте потолков 3 и выше, что продиктовало еще один тренд — размер полотен 2,2 м. Эту «волну» 4 года назад первым заметил Belwooddoors, а сейчас уже для всех очевидно, что без дверей 2,2 м на складе торговли не будет.

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group