Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
22.01.2021
Егор Калинчук, директор по экономике «Империя Гранд»
Основные тенденции и проблемы на дверном рынке интернет-продаж в 2020 году обусловлены в основном влиянием внешних для данного рынка факторов, таких как социально-политические, экономические, но также есть и внутренние факторы.
К внешним факторам, в первую очередь, хочется отнести влияние пандемии, и хотя на интернет-продажи, особенно в крупных городах, этот фактор повлиял в меньшей степени, в сравнении с рынком офлайн-продаж, влияние оказалось заметным, и это привело к существенному падению спроса, сложностям в обслуживании клиентов, необходимости перестраивать организационно финансовую работу, находить новые способы обслуживания клиентов. В нашей компании был достаточно серьезный задел на возможность организации удаленных продаж, также все технические специалисты по замерам обладали возможностью удаленно оформлять договоры, принимать оплату, проводить все необходимые внутренние процедуры (оформление договоров в системе и т. д.), соблюдая при этом все требования по защите от коронавируса.
Вторым по важности фактором я хотел бы отметить усиление конкуренции и рост вложений в продвижение, рекламу в интернете. Как следствие закрытия офлайн-каналов усилилась борьба за клиента в интернете, выросла стоимость лида, участники рынка начали применять тактику демпинга, и в итоге в ближайшем будущем столкнутся с проблемой эффективности и маржинальности. Это достаточно серьезная проблема для рынка, и хотя потребитель в краткосрочной фазе выигрывает, в долгосрочном плане проигрывает, в связи с тем, что компании идут на ухищрения, снижая качество, принимая менее квалифицированный персонал. Кроме того, ввиду продолжающейся процедуры обеднения рынка продолжается процесс понимания финансовых реалий, молодые игроки часто, выходя на рынок интернет-продаж, вкладывают в продвижение гораздо больше, чем позволяет рентабельность текущей работы, они разгоняют оборот и вкладывают в продвижение оборотные средства из будущих заказов, тем самым загоняя себя в классическую финансовую пирамиду…
К третьему фактору я отношу сложившийся дефицит на рынке работников, а именно менеджеров по удаленным продажам, специалистов по замерам, монтажников. Такой дефицит вызван значительным смещением во многих отраслях в интернет-каналы продаж, также в крупных городах мы заметили сильную миграцию работников в регионы, это связано как со снижением зарплат и невозможностью оплачивать дорогую аренду в крупном городе, так и с желанием пересидеть пандемию на родине, в маленьких городах, поближе к родственникам.
Четвертым фактором я бы отметил усиление налоговой нагрузки, введение дополнительных контрольных процедур, онлайн-чеков, грядущую отмену налога на вмененный доход, все это факторы дополнительного усложнения условий ведения малого бизнеса, ведущие к сокращению рентабельности и снижению уровня сервиса для потребителей.
И пятым фактором я назову низкий уровень развития и роста самого рынка в связи с отсутствием роста рынков недвижимости и кредитования, роста благосостояния — так называемых базовых рынков для нашего дверного рынка.
Все остальные факторы, имеющие также важное значение, для многих участников — скорее внутренние, например, необходимость внедрения систем CRM, проблемы с конкретными поставщиками.