Эта статья относится к разделам: Аналитика
21.01.2021
Юрий Неделько, генеральный директор Porta Prima
Сразу хочу сказать, что пишу свои соображения по топ-5 проблем и тенденций дверного рынка 8 сентября 2020 г. На дворе — начало осени.
1.Курс евро — в районе 90.
2.Нефть продается по 40 евро.
3.Президент Беларуси все еще Лукашенко, и она (Беларусь) независима.
4.Америка готовится выбирать 46 президента, и все переживает за российское вмешательство в их суверенный выбор.
5.Навальный лежит в Германии, живой, но в коме. И никто не знает, что там произошло. Никаких дополнительных санкций в отношении России пока нет.
6.Коронавирус где‑то бродит, но гамалеи вышли на охоту! Вот-вот всех перевакцинируют и сделают здоровыми на долгие годы. Карантина пока нет, как гулять домами по графику — уже начали забывать.
Но ощущение какой‑то неустойчивости и шаткости присутствует. С одной стороны, в такой ситуации правильно положиться на Господа Бога. Он все управит, и будет все хорошо и правильно. С другой, как гласит русская народная пословица, самому тоже плошать нельзя.
Итак, сейчас время повышенной неопределенности. Очевидно, что политическая ситуация крайне нестабильна. А мы работаем на особенном рынке — дверном… Люди, покупая двери, делают инвестиции в свое будущее. А любые инвестиции делаются, лишь только когда инвестору видны перспективы. Сегодняшняя политическая картинка эти перспективы делает неопределенными. По крайней мере, для многих в нашей стране. И ситуация может меняться кардинально и быстро. Но предсказать куда и как — вряд ли смог бы даже Нострадамус. Поэтому это проблема № 1.
Потому как без понимания того, как будет выглядеть в целом наша жизнь, жизнь наших покупателей, собственников, сотрудников, какие правила ведения бизнеса будут сохраняться, а какие — меняться.
Без всего этого ни одна компания не сможет выбрать стратегию своего существования, развития и тактику поведения на рынке. Не только на дверном, но и на любом! Наверное, наиболее правильная линия поведения на данном этапе для компаний, успешно преодолевших удар первой коронакризисной весенней волны и имеющих устойчивые позиции на рынке, — это выжидание, анализ ситуации и определение дальнейших перспектив. До конца года это будет наиболее оправданная позиция. Самое время заняться отладкой текущих бизнес-процессов. Каждая компания сама знает свои слабые стороны, над чем нужно поработать.
Сейчас же, до конца года, на мой взгляд, не стоит делать резких движений, инвестировать в проекты развития, открывать «новые горизонты». В данной ситуации — синица в руках дороже журавля в небе, лучше сохранить потенциал, приготовиться к существенным перестройкам и работе.
При этом текущая деятельность должна строиться на финансово стабильных показателях, не должно быть дефицитных бюджетов или «кассовых разрывов». Не рекомендую входить в кредиты. Если есть закредитованность, то текущая экономика должна позволять иметь положительное сальдо, обслуживая эти кредиты. Не стоит рассчитывать, что текущие локальные минусы — вещь временная, дальше будет лучше.
Нужно приготовиться к еще более сложным временам. Это и есть, на мой взгляд, проблема № 2: ментальная неготовность огромного количества дверных компаний к работе на падающем рынке, в условиях стагнации, усугубленной коронакризисом. Нам сложно будет принять новую парадигму: быстрых и стабильно высоких доходов дверной рынок давать не будет, рентабельность бизнеса будет ниже средней. Ниже, чем в перерабатывающей промышленности, строительстве или торговле.
И есть вероятность ухода с рынка ряда игроков: не по причине неустойчивых позиций или того, что случился банальный проигрыш в конкурентной борьбе… Уход ввиду того, что собственники не готовы ментально к, возможно, длительному периоду ведения дверного бизнеса без видимых плодов, к чему они привыкли, ведь весь их предыдущий опыт был именно таким. Возможно, дверной бизнес они начнут вертикально интегрировать с другими смежными, понятными им, в которых рентабельность будет повыше.
Однако, с другой стороны, такое время — это наилучшее время «поставить на зеро и снять джекпот», время тех, кто «смотрит в небо», за журавлями.
Не бывает лучшего времени, чем сейчас, для тех компаний, которые готовы рисковать ради захвата лидерства на рынке. Если вы уверены в своей компании, ее потенциале, продукте… Если уверены в том, что резких изменений в нашей политической конструкции не будет, и готовы для себя выбрать сверхрисковую модель — вперед! Это ваше время! Кто не рискует — не пьет шампанское и еще много чего не имеет! Ведь все сегодняшние лидеры не будут выбирать такую модель, их стратегию поведения я описал выше, она будет выжидательной и сберегающей те позиции, которые удалось достичь прежде. А значит, с большой долей вероятности, они чуть сбавят обороты, будут держать ногу на педали тормоза, не газа.
Возможная смена лидеров, уход в тень известных игроков и выход на авансцену вчерашних дублеров — это и есть топ № 3 тенденций и проблем-особенностей сегодняшнего дверного рынка.
Из этого предположения вытекает уже другая особенность сегодняшнего рынка, которую обозначу как топ № 4.
Параллельно с возможной сменой лидеров дверного рынка, с большой долей вероятности, будет меняться и товарное предложение. Это будет ответ рынка на быстро и кардинально меняющиеся предпочтения покупателей межкомнатных дверей.
Так что новые лидеры — это те, кто сможет угадать эти изменения и кто первый сможет их грамотно и качественно «подать к столу». Сложность заключается в том, что ввиду общемировых карантинных мер в 2020 году не проходили в привычном формате выставочные мероприятия, это не могло не сказаться на разработках актуальных товарных предложений, все как бы замерло в формате 2019.
Игра называется «угадай мелодию», дверную мелодию конца 2020 года.
Ну и последнее место в топ № 5 тенденций и проблем дверного рынка отдам проблеме кадровой. На мой взгляд, трудовых ресурсов на рынке достаточно, с учетом падения рынка есть даже избыток. Многие компании, насколько мне известно, обновляются, ведут активную трансферную политику, пытаясь усилиться кадрово. Кто‑то разгружает зарплатную ведомость, переводя часть сотрудников за штат.
Однако мой опыт показывает, хотя могу ошибаться, что далеко не все сотрудники — специалисты дверной отрасли, которые меняют насиженные места, ментально готовы идти в другие компании для того, чтобы сделать их своим трудом и опытом сильнее и конкурентоспособнее.
В основном это люди, которые считают, что они сами по себе большая ценность, без привязки к результатам их труда в новой компании. Они рассчитывают на весьма немалые заработки. Но редко бывает, что их ценность для новой дверной компании будет выше, чем у их предшественников. И в этом умении, таланте руководства компании сложить такой пазл из опытных сотрудников, знающих компанию и ее бизнес-процессы, и вновь приходящего персонала лежит путь к успеху.
КОММЕНТАРИИ
Владимир Рачковский, директор по развитию VellDoris (Москва)
Не согласен с автором по ряду озвученных вопросов. Компании-лидеры не находятся в выжидательной позиции. Большинство ведет агрессивную политику. И речь идет не только о рынке РФ.
По кадрам у меня диаметрально противоположная позиция. Найти в команду хорошего специалиста не стало легче. Более того, у большинства дверных компаний имеется постоянный дефицит специалистов.
Также позволю усомниться по «темным лошадкам», которые могут ворваться в топ производителей благодаря новинкам и попаданиям в покупательский спрос. Сегодня практически любую модель / решение можно скопировать в течение месяца, а вот ввести новые продукты в DIY или крупным дистрибьюторам займет даже не 2 месяца. А еще нужно учесть необходимость производственных мощностей, которые потребуют дополнительных инвестиций.
Вячеслав Соболев, директор ТМ «Альберо» (Москва)
С тем, что сейчас неопределенность на рынке, нельзя не согласиться, движемся немного хаотично, с прогнозированием большие проблемы, скорее, догоняем и потом уже формулируем, как назвать текущую ситуацию. Сначала локдаун со значительным падением продаж, потом дикий ажиотаж, который сначала называем отложенным спросом, а потом начинаем искать другие тенденции… Все это больше похоже на гадание на кофейной гуще, нежели чем на традиционное планирование и прогнозирование. Развиваться в данной ситуации очень сложно, но держа в руках только синицу, можно остаться ни с чем. Поэтому, на мой взгляд, сейчас время для того, чтобы оптимизироваться, быть устойчивым и совершать выверенные шаги в сторону развития, новых рынков, новых продуктов, занимать места тех, кто не выдержал конкуренции.
А вот по ситуации с персоналом не соглашусь, проблема с персоналом колоссальная, при том, если раньше это касалось в основном квалифицированных, опытных продажников, то сейчас проблема по всем фронтам, начиная от грузчиков и сборщиков.
Ангелина Кирьянова, директор по развитию «Верда Центр» (Москва)
Позволю себе не согласиться, что трудовых ресурсов на рынке сейчас избыток. Я этого не заметила ни по одной позиции. По-прежнему наблюдаю на «Суперджоб» лица, которые вижу уже в течение двух последних лет. Да, таких много. Но новых лиц почти нет. Удачно можно «поймать» кадры чаще всего в том случае, когда на рынок труда выходят сотрудники компании, которая по каким‑либо причинам, сворачивает свою деятельность.Люди сейчас стали более осторожными в смене мест работы. На прежнем месте, возможно, не все устраивает, но всё знакомо. И понятно, чего ждать от работодателя. Новое место работы — это «кот в мешке». И если не устроит новое место работы, то сменить его на что‑то более удачное может быть проблематично.
Зато, действительно, как считает автор, количество людей, оценивающих себя неадекватно своим навыкам, растет с каждым днем.
Максим Чижов, директор ARGUS (Москва)
Действительно, времена сейчас необычные, есть много рисков, но и много возможностей. И как написано в статье — будущее компании зависит от выбранной руководством стратегии. Я считаю, что во время сложной ситуации, кризиса и неравновесия единственный способ выйти победителем — это идти вперед.