Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
20.01.2021
Дмитрий Харитонов, владелец фабрики «Халес» (Минск)
— В стране все ровно. «Юркас» продает больше всех, не знаю, как там с экономикой, но инфраструктура очень тяжелая. Остальные все вместе, думаю, делят оставшиеся 50 %.Дешевые двери рулят. Царга есть у всех и за очень разные деньги. Эмали много и опять же есть у всех. Разброс цен еще больше! Купить можно реплику практически любой итальянской двери, причем за почти итальянские цены (это шутка — процентов на 40 – 50 дешевле на самом деле). Вроде никто пока не закрылся, хотя, знаю, у некоторых дела не очень. В целом пандемия не очень повлияла на наш бизнес. Люди остались дома и стали благоустраивать жилища. Некоторые наши партнеры выросли на 20 – 25 %.
Андрей Савинич, генеральный директор «СТРОЙМИР» (Минск)
— Тенденция жилищного строительства в Республике Беларусь — смещение застройщиков от использования дверей «среднего» и «ниже среднего» ценовых сегментов в сторону «низкого», устраивая тендеры, на которых происходят настоящие ценовые войны (в большинстве случаев себе в убыток, лишь с целью загрузить заказами производство). Хотя есть и редкие исключения.
На объектах же бизнес-застройки (и в отдельных проектах жилой застройки) делается упор на дизайнерские решения и современные материалы, не позволяя, тем не менее, производителям «разгуляться» с ценами (что необходимо им для компенсации низкодоходных поставок на жилье).
На данных сегментах конкуренция на рынке очень высока, это значительно влияет на объем продаж основных производителей дверей РБ, ценовой фактор становится определяющим, часто даже за счет снижения потребительских свойств продукции.
Иван Свиридович, директор ТМ TITAN.DOORS (Минск)
— Наша компания работает в основном в направлении тендерных продаж, и если оценивать какой рынок сегодня, то заметно стало меньше заявок, многие очень сильно снижают цену на втором этапе (процедура понижения цен), это говорит о том, что есть необходимость загружать производства, даже работая, возможно, в небольшой минус. Наша компания также испытывает недозагруженность производства. Заявок с предоплатой также становится все меньше, в основном сейчас без аванса и отсрочка 30 дней, плюс рост курса валют, что является риском, работая по отсрочке платежа. В общем, ситуация непростая, но я уверен, что мы справимся, мы уже привыкли.
Игорь Чубрик, директор «ФаберМет», ТМ Silent (Минск)
— Последнее время в сложившейся ситуации людям не до заказа дверей, да и в целом всем не до работы. В этом году, по нашим наблюдениям, на дверном рынке РБ все гонятся за удешевлением себестоимости своей продукции, в большинстве случаев этого добиваются за счет применения менее качественной фурнитуры и комплектующих.
В целом дверной рынок РБ можно разделить на 4 группы:
1) Есть крупные заводы-локомотивы, задающие «тренды» на определенные тенденции. Их жесткий маркетинг ощущает каждый, кто хоть как‑то связан с дверями…
Крупные предприятия рассчитывают свои предложения в основном на массовую аудиторию, оставляя немного сил на обработку индивидуальных запросов. Это неизбежно, поэтому и существуют следующие группы.
2) Основная средняя масса в виде большинства производителей не парится и идет по проложенному пути первой группы, пытаясь предложить более дешевые копии тех или иных решений. Здесь все понятно и без разъяснений. Видимо, данная группа самая прибыльная, но, как говорится, «хорошо там, где нас нет».
3) Третья группа является мелкими производителями, к которым и относимся мы. У каждого есть свое видение рынка и развития и свое индивидуальное предложение. Нашей группе, а в частности нам (за других сложно говорить), приходится нелегко, но мы все равно гнем свою линию, пытаемся быть впереди и предлагать новые технологии и решения на рынке Беларуси.
4) К 4‑й группе можно отнести не производителей, а поставщиков / представителей европейских и российских брендов. Более детально о своих видениях лучше расскажут сами представители данной группы. От себя можем сказать, что в Беларуси все же остался стереотип о том, что заграничное лучше, и это отчетливо просматривается в сегменте премиум дверей.
Судить в целом о рынке продаж нам сложно, мы не следим за тем, что больше продается, какие бренды в топе, что сейчас в тренде и т. д. Даже о продвигаемых решениях иных производителей узнаем из рассказов наших клиентов, побывавших в других салонах.
Валерий Богданович, директор «СЭТГОУ» (Минск)
— В 2020 году дверной рынок Беларуси претерпевает не лучшие времена. Заторможенное состояние экономики в связи с COVID-19, а также сокращение государственного финансирования строительного сектора внесли свои коррективы в планы продаж. Впрочем, спрос на продукцию не исчез, и в целом ситуация достаточно стабильная. Есть надежда на улучшение к концу года за счет отложенного спроса. Достаточно явно прослеживается несколько трендов:
— вызванная кризисом потребность в дешевом сегменте продукции, а также работа с отсрочкой платежа;
— долгосрочный тренд на индивидуализацию дверей, под потребности конкретного заказчика. Все более востребованы сложные решения автоматизации — антипаники, электромагниты, системы контроля доступа, что в целом отвечает мировому тренду.
Несмотря на снижение прибыльности дверных продуктов, в следующем году может наблюдаться удорожание противопожарных дверей за счет увеличения затрат компаний на обязательные переиспытания всего ассортимента противопожарной продукции на соответствие новому ТР ЕАЭС 043 / 2017. Что является дорогим и длительным процессом.
В то же время успешно пройденная сертификация упростит выход беларуских компаний на рынки ЕАЭС, что открывает новые перспективы для сбыта продукции.
Владимир Росалюк, заместитель директора по коммерческим вопросам компании «РасГар» (Брест)
В эконом сегменте усиливается борьба между крупными производителями дверей, операторами между собой (цена решает все). Производить нужно много или очень много и зарабатывать только за счет количества производимой продукции и постоянного увеличения контрагентов. В этой борьбе нашей компании нет места. Маленькие компании, такие как наша, могут выжить в сегменте средний — выше среднего, выполняя любой каприз заказчика, работая с нестандартными пожеланиями заказчика (то, с чем крупные игроки не хотят связываться, а в большинстве случаев и не могут выполнить), постоянно улучшая сервис и переходя от работы с дилером к работе с конечным рынком.
Александр Хвиневич, директор «Стройдетали», ТМ Vi-Lario (Вилейка, Минская область)
— Нестабильность курсов национальных валют в России и Казахстане снижает привлекательность нашей продукции на этих рынках. Карантин в странах СНГ и ЕС, вызванный COVID-19, экономическая и политическая ситуация в РБ снизили реальные доходы населения и вызвали падение спроса.
По данным аналитиков, на рынке межкомнатных дверей необходимо уделять внимание не только качеству, но и учитывать индивидуальные требования и желания покупателей. Потребительские предпочтения сводятся к тому, что межкомнатные двери должны быть сделаны из прочного и высококачественного и экологического материала. Немаловажным являются дизайнерские элементы и решения дверей, которые будут выигрышно смотреться с интерьером.
Следовательно, для удовлетворения запросов потребителей необходимо непрерывно совершенствовать продукцию, следовать последним тенденциям в разработке дизайна и вносить инновации в ассортимент.
Андрей Медведев, директор завода стальных дверей «МЕДВЕДЕВ И К» (Минск)
— В настоящее время рынок дверей в нашей стране является высококонкурентным, однако серьезных производителей, способных изготавливать стабильно качественный продукт, соответствующий заявленным параметрам, способных нести гарантию и обеспечивать профессиональный сервис, можно пересчитать по пальцам.
Андрей Пятницкий, директор фабрики дверей «Грин плант» (Минск)
— При оценке ситуации на рынке дверей Беларуси маркетологами компании было отмечено следующее: покупательская способность потребителя, роль рекламы для продвижения продукции, а также изменение предпочтений потребителя, а именно: тщательное изучение спроса в сегменте укрывистых покрытий и различных технологий старения, увеличение обращений клиентов при комплектации на дополнительные декоративные элементы, постоянный спрос на бюджетные двери из массива.
Виталий Василевич, генеральный директор ОДО «Беллесизделие» Belwooddoors (Минск)
— Общее количество серьезных игроков-производителей дверей на территории страны сократилось, многие компании диверсифицировали производства — приступили к выпуску напольных покрытий, деревянных элементов жилых и садовых домов, мебели.
Наблюдается камбэк дверей, облицованных шпоном натуральным, но уже в современном, более актуальном видении.
Происходит дальнейшее расслоение потребительского рынка на эконом и премиум с выгоранием среднего слоя. В эконом сегменте преимущество за продукцией, произведенной в РФ. Премиум представлен продукцией, произведенной как в РФ, так РБ.
Преимущественные позиции сохраняются у мультибрендовых салонов, доля фирменной розницы сократилась, с приходом крупного игрока DIY ожидается рост доли сетей в общем объеме продаж.
Ситуация с пандемией оказала серьезное влияние на объемы производства и продаж во 2 квартале 2020 года абсолютно у всех производителей, однако уже с третьего квартала наблюдается возврат к привычным объемам.
Александр Курдучов, директор «Вирал Стайл» (Могилев)
— Специально вернулся к моей статье в прошлом выпуске, чтобы проверить свои прогнозы.
1) Все крупные игроки спускаются в низкий сегмент, снижая качество и производят стандартные модели, часто на склад (собственный или дистрибьюторский). Это приводит к созданию конкурентной среды, где основная борьба идет лишь за счет цены, что приводит к обнищаю как дилеров, так и самих заводов. Это обусловлено тем, что средний / массовый покупатель дверь хочет сейчас и сегодня. Но все забывают, что покупатель с деньгами готов ждать нестандарт, ему не нужна дверь со склада.
2) Цепочка посредников завод-покупатель становится короче? Мы ее сокращаем, но многие крупные производители так и не смогли, хотя очень старались, т. к. зависимы от финансирования дистрибьюторами (сидят на их «финансовой игле») и прошлых ошибок развития через дистрибьюторов (территории отдали, а вернуть не могут). Частично сократить цепочку удалось тем, кто стартовал производство из продаж.
3) Дистрибьюторы становятся мультибрендовыми. И это правильно, нельзя зависеть от одного производителя. Методы воздействия на дистрибьюторов не работают. Все сильные оптовики расширяют ассортимент, при этом умудряются получить эксклюзив на свои территории.
Сергей Кирик, директор «СОНА КАПИТАЛ» (Минск)
— Рынок меняется, кризисы изрядно сократили количество продавцов дверей, многие производители были вынуждены открывать собственную розничную сеть и наладить продажи через интернет для связи с конечным потребителем, весь беларуский рынок зависит от множества факторов, которые практически невозможно учесть.
СЕРГЕЙ КАВРУС, учредитель фабрики дверей «Вист», ТМ PORTE VISTA (Молодечно)
— Для беларуских производителей ситуация на рынке, на мой взгляд, такова, что подавляющую долю проемов занимает продукция, произведенная в РФ, в силу более конкурентной цены (такая же ситуация, по моей информации, и в мягкой мебели сейчас). Итого часть беларуских производителей или перепрофилирует мощности, или ищет рынки дальней дуги (США, ОАЭ, СА, Ирак, Ливан и пр.).