Эта статья относится к разделам: Рынок дверей
20.01.2021
Артём Бинда, заместитель директора по развитию и продажам ООО «Двери Оптом»
Хочется начать статью о ситуации на дверном рынке Республики Беларусь –2020 с фразы из фильма «ДМБ»: «Сложный был год: налоги, катастрофы, проституция, бандитизм и недобор в армию, с последним мириться было нельзя… и т. д.». Если серьезно, то год оказался очень насыщенным на события разного характера: экономические, политические, эпидемиологические и т. д., в свою очередь это не могло не отразиться на абсолютно всех сферах деятельности, в т. ч. и нашем ДВЕРНОМ ДЕЛЕ. Хочется отдельно подчеркнуть, что сезон в РБ был спровоцирован падением национальной валюты в марте и второй половине августа, можно ли это назвать сезоном продаж или попыткой населения сохранить свои сбережения в рублях, вопрос сложный, но складские запасы у поставщиков были опустошены.
Со второй половины лета ощутимой для производителей Республики Беларусь стала нехватка товаров на рынке Российской Федерации, связано это с тем, что Россия весной уходила на карантин и не смогла к летнему сезону восстановить производственные мощности, и, как следствие, товары из Беларуси стали востребованы на незаполненных нишах рынка. Но и производители Беларуси столкнулись с невозможностью удовлетворить потребности рынка России (особо заметно в производстве металлических дверей среднего сегмента), т. к. в Беларуси карантина официально не было, но многие руководители позаботились о своем персонале и частично или полностью остановили предприятия или отправили работников на «удаленку» и не успели восстановить производственную мощность на уровне резко возросшего спроса, и тем самым получили производственный план на 2 – 3 месяца вперед. Поэтому в Республике Беларусь в летний сезон наблюдалось общее падение покупательской способности, дефицит беларуских товаров из‑за повышенного спроса в России, а также дефицит российских товаров на рынке Беларуси из‑за снижения производственных мощностей после полного или частичного карантина в России.
Отдельно хочется выделить тенденцию продаж в интернет-магазинах и соцсетях. Активизировались как никогда различные варианты бесконтактных продаж и безопасных показов. В свою очередь это привело к увеличению объема реализации через бесконтактные продажи в противовес продажам через салоны, многие продавцы констатировали значительное снижение потока покупателей в своих салонах.
Достаточно сложно прогнозировать, но, на мой взгляд, производители Республики Беларусь должны приложить все усилия, чтобы основательно закрепиться на рынках Российской Федерации, имея для этого все преимущества. Осенью сроки производства должны сократиться для внутреннего рынка Беларуси до привычных четырех недель, для этого, зная об опасениях производителей о падении спроса в зимний период, хочется пожелать им не бояться набирать персонал. Торговля понемногу перетекает в бесконтактное поле продаж (интернет), и постепенно этот объем будет увеличиваться. Что касается объема продаж в 2020 году — он примерно остался на том же уровне по сравнению с 2019 годом, но по цене сегмент постоянно снижается, имея примерно тот же объем продаж (в шт.). В целом по Республике Беларусь в денежном выражении объем снижается, по моим оценкам, около 10 %.
Ежегодно в Беларуси происходит плавный передел рынка, появляются новые игроки, как правило, из России, одни компании закрываются, другие — расширяются, третьи перепрофилируются, но неизбежен факт постоянного поиска сокращения издержек, поиска товаров по более низкой цене или использования менее затратных сырья и материалов, а также оптимизации технологий производства. Если компании перестают двигаться в этом направлении, их ждет перспектива покинуть этот рынок.
Основным продуктом сегодня на рынке являются царговые двери в экошпоне ПВХ с телескопическим погонажем в различных цветах и вариантах остеклений, но, как показывает практика продаж, в основном продаются 3 – 5 моделей в 2 – 3 цветах. По сравнению с другими они имеют несколько преимуществ: легкая конструктивная сборка, возможность ремонта заменой детали, а не всего полотна, относительно небольшой вес, нет сложностей при монтаже. Но не стоит забывать, что покупатель любит новинки рынка, такие как «высокий глянец» и «высокопрочный винил», которому покраска уступает по всем показателям (идеально гладкая поверхность и доступная цена). Поэтому на сегодняшний день в ассортименте основные продавцы на рынке имеют «царговые двери» ПВХ для объема, а зарабатывают на эксклюзивах. К эксклюзивам стоит отнести: различные экзотические покрытия, покраску по индивидуальному подбору цвета, возможность изготовления дверных полотен нестандартных размеров по высоте, ширине и толщине, изготовление плинтусов, панелей, разных типов наличников, изготовление арок и порталов, разных видов дверных коробок (компланар, моноблок, скрытых).
Также наблюдается следующая тенденция на рынке среди розничных продавцов — это желание в своем городе иметь эксклюзивный товар, лучшую цену от поставщика, бесплатную доставку, замену брака, высокую розничную наценку и т. д., но ни один продавец не готов на сегодня подписаться под объем продаж в месяц, отвечая: «Мы не знаем, что будет завтра».