Вернуться к списку статей

Эта статья относится к разделам: Рынок дверей

24.04.2021

Илья Мозжухин, исполнительный директор ассоциации «Союз 01»,Василий Шалаков, эксперт ассоциации «Союз 01», начальник департамента качества завода стальных дверей Torex, Серафим Верещага, начальник департамента корпоративных продаж завода Torex



Смертность при пожарах в России (показатель пожарного риска), по данным международной ассоциации пожарно-спасательных служб (CTIF), в 6 – 10 раз выше, чем в странах Европы и США. Проблемы в области технического регулирования и стандартизации, а также отсутствие эффективной системы контроля оборота противопожарной продукции и, в частности, противопожарных дверей, вносят свой негативный вклад в эту печальную статистику.

Василий Шалаков: Проводимый нами мониторинг рынка показывает, что многие монтажные бригады устанавливают противопожарные двери, не обладая необходимыми знаниями и не имея специальных лицензий на монтаж противопожарных преград. Многие дилеры, проектировщики и застройщики не обладают достаточным знанием о противопожарной двери как продукте, т. е. о ее технических характеристиках, назначении, особенностях монтажа, соизмеримости цены и качества. Но, конечно, проблемное поле гораздо шире. По факту, все проблемы, влияющие на жизнь рынка противопожарных дверей, взаимосвязаны. Невозможно решить одну, не затрагивая другие.


Проблема № 1.

Низкий уровень осведомленности и знаний Клиентов

Василий Шалаков: Особое внимание нужно уделить довольно плохому знанию продукта и предмета проектирования у клиентов. Зачастую последнее слово при выборе поставщика остается за проектантами, и задача производителя — помочь разобраться с продуктом. Это приводит к покупке и закладыванию в проект сомнительных решений, угрожающих в итоге жизни и здоровью граждан, что неоднократно подтвердили многие резонансные пожары в торговых центрах, продолжающиеся пожары с массовой гибелью людей в жилых домах и т. д.

Именно эта причина, своего рода краеугольный камень, стопорящий развитие этого направления дверного рынка. Ведь, как известно, спрос рождает предложение.


Проблема № 2.

Проблема фальсификации на противопожарном рынке стоит гораздо острее проблемы контрафакта. Контрафакт — это выпуск продукции под чужой торговой маркой. Фальсификат — несоответствие продукции требованиям и характеристикам, заявленным в сертификате.

Фальсификация, контрафакт, безответственность

Илья Мозжухин: Для системного устранения причин фальсификата с рынка необходимо вернуться к обсуждению вопроса маркировки продукции. Такая тема уже обсуждалась в конце 2019 г. на площадке ФГБУ ВНИИПО МЧС России с представителями Минпромторга РФ и представителями Технического комитета №274 «Пожарная безопасность» Росстандарта, но на сегодняшний день о дальнейших конкретных шагах органов государственного управления в продолжение данной инициативы информации нет. Таким образом, возникает проблема безответственности в сфере регулирования данного сегмента отрасли («поговорили и разошлись»).
Также необходимо, согласно решениям МЧС России от 2014 и 2016 гг., принятым на заседаниях с представителями производителей противопожарной продукции и общественных организаций и до сих пор не реализованным, разработать методики экспресс-контроля продукции. А также разработать алгоритмы проверок качества и безопасности продукции, поступающей на объекты (защиты) или смонтированной на объектах. На сегодняшний день, к сожалению, контроль соответствия требованиям сертификатов противопожарной продукции, в частности, противопожарных дверей, на объектах строительства и реконструкции происходит лишь формально, по документам.

Василий Шалаков: Сертификация, как объект подтверждения соответствия характеристик продукта, вообще обесценена. Сертификат ISO часто можно увидеть даже у «гаражного» производителя. Мы возлагаем большие надежды на изменение ситуации в связи с вступлением в силу ТР ЕАЭС 043 / 2017, ожидая, что не просто сертификатов станет меньше, а произойдет «чистка рядов» среди испытательных лабораторий и органов по сертификации. По нашим экспертным оценкам, в условиях отсутствия эффективной системы контроля оборота противопожарной продукции до 40 % поступающих на рынок противопожарных дверей могут не соответствовать выданным и предъявляемым на них сертификатам соответствия. К сожалению, бывают даже такие случаи, когда предъявляемый сертификат к поставленной на объект двери отношения не имеет. Выяснить это несложно, но только в ходе реальной, а не номинальной проверки.


Проблема № 3.

Погоня застройщиков за дешевизной

Серафим Верещага: Присутствие на рынке фальсификата и некачественной противопожарной продукции — по большей части результат «запроса клиента». Наш опыт показывает: у серьезных застройщиков главное — доверие к бренду, а потом уже цена. Но, к сожалению, до сих пор есть «строители», которые, даже не понимая принципов формирования стоимости, отдают предпочтение продукту, цена которого просто физически не может содержать материалы, необходимые для производства соответствующей противопожарной двери. О «манере поведения» таких дверей в реальных «боевых» условиях испытаний мы прекрасно знаем, они не выдерживают и 10 минут. Тут, на наш взгляд, решение должно быть комплексным: ужесточение мер ответственности за установку не соответствующих нормам дверей, повышение грамотности заказчика и более тщательный контроль со стороны проверяющих органов.


Проблема № 4.

Качество

Василий Шалаков: Несмотря на запрос на «подешевле», на сегодняшний день на рынке формируются и качественные предложения противопожарных дверей в ценовом сегменте «средний плюс», подтвержденные европейскими сертификатами и получающие возможность экспорта в европейские страны. Это решение под рынок ЕС, где на вновь возводимых домах противопожарный сертификат стал нормой. Предлагая этот продукт рядовым потребителям, нам и нашим коллегам по рынку приходится сталкиваться с «завышенными» требованиями конечного потребителя, которые застройщики не предъявляют. Таким образом, вне зависимости от желания производителей, им уже приходится делать из «строительной» двери продукт, который будет больше, чем просто противопожарная преграда. И экспортеры этим уже занимаются.


Проблема № 5.

Повышение требовательности конечного Потребителя

Василий Шалаков: Последние два года показали, что конечный потребитель выдвигает все больше новых требований. Это ведет к сокращению производства серийных дверей и росту количества нестандартных решений (электронные компоненты, уникальные отделочные материалы и т. д.). Индивидуальные желания клиентов дадут в 2021 году прирост нестандарту в пределах 15 %, конечно же «съедая» долю серийной продукции.
В разрезе противопожарных дверей эта тенденция ведет к необходимости повышения их эстетических характеристик. А красота — удовольствие недешевое (особенно, если сделана она должна быть из материалов надлежащего качества). В итоге противопожарные двери становятся дороже, что устраивает далеко не всех застройщиков. Недобросовестные производители компенсируют этот рост за счет снижения качества. И это вновь возвращает нас к необходимости более тщательного контроля этого сегмента рынка. А еще это говорит о том, что далеко не каждый застройщик, выбирая противопожарные двери, руководствуется требованиями безопасности.


Проблема № 6.

Изменение основных технических регламентов и нехватка сертифицирующих лабораторий

Илья Мозжухин: В 2021 году в силу вступает Технический регламент Евразийского экономического союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» ТР ЕАЭС 043 / 2017. Да, это шаг к введению более действенной системы контроля качества противопожарной продукции. Но вместе с тем в результате введения нового регламента все действующие пожарные сертификаты с 1 июля 2021 года становятся недействительными. А это влечет за собой определенные сложности.
Разница между отменяемым регламентирующим документом и вступающим в силу заключается в том, что требования 123 ФЗ были на уровне национального законодательства РФ, а новый ТР ЕАЭС 043 / 2017 вывел требования, в том числе к схемам оценки соответствий, методикам проведения испытаний на евразийский уровень. Кроме того, перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, в новом техническом регламенте ТР ЕАЭС 043 / 2017 расширен и детализирован, а в некоторых группах дополнен специализированными уточнениями. Важно также отметить, что к новому техрегламенту был утвержден перечень стандартов, содержащий более 200 стандартов, как для самой продукции, так и для методик проведения испытаний.

Василий Шалаков: Основная проблема заключается в том, что во всей РФ нет даже десятка лабораторий, которые занимаются сертификацией противопожарной продукции. По противопожарным дверям работают на момент написания статьи и того меньше — только две. У них очередь расписана на месяцы вперед. То есть, даже зная о введении нового регламента, далеко не каждый производитель успеет обновить свои сертификаты заранее. Но и это еще не все. Инвестирование в сертификацию — это дорого. И тут мы переходим к следующим двум проблемам: нестабильности спроса и своеобразности ценообразования на противопожарную продукцию.


Проблема № 7.

Ценообразование

Василий Шалаков: Возвращаясь к аттестации противопожарных дверей. Производитель платит за услуги лаборатории, ежегодный взнос за право пользования сертификатом, оплачивает аудит производства. И это не считая организационных расходов (стоимость испытываемых образцов, стоимость их доставки до лаборатории). Естественно, все эти расходы ложатся на реализуемую продукцию.
Отдельная тема — рост цен на комплектующие. К примеру: базис ценообразования на металлические двери — цены на металл. Секрета в этом нет. И здесь 2020 год нас огорчил неоднократным (!) ростом этих самых цен. Вывод очевиден: рост цен на двери неизбежен.


Проблема № 8.

Сложная прогнозируемость спроса

Серафим Верещага: Противопожарные двери, как продукт, своеобразны тем, что продаются в оптовые каналы без выхода на розничного клиента. А это значит, что проанализировать и, тем более, спрогнозировать спрос на них сложнее, чем на «гражданскую» продукцию. Здесь не действуют привычные критерии (например, привязка планирования ассортимента к трендам в дизайне, а количественных показателей — к инструментам продвижения и вкладываемым в них бюджетам).


Проблема № 9.

Неблагоприятная экономическая ситуация

Серафим Верещага: Главная корреляция прогноза объемов в 2021 году, конечно же, с рынком недвижимости, стройками. 2020 год для всех оказался непредсказуемым и показал довольно таки высокие продажи дверей, но эксперты уже назвали 2021 год сложным: цены на недвижимость и материалы растут, а доходы рядовых потребителей падают. Соответственно, и основной потребитель противопожарных дверей, стройки, будут сокращать объемы. По самым негативным прогнозам, спад ожидается до 30 % объемов рынка, самый трезвый прогноз сулит стагнацию. Одно ясно точно — год будет непростым.


Проблема №10.

Выживаемость производителей

Василий Шалаков: Десятый пункт нашего списка — производная от всего вышеперечисленного. Новая сертификация, рост цен, нестабильность спроса, повышение «непрофильных» требований к противопожарным дверям принесут в этом году сокращение числа производителей, окажут серьезное влияние на отрасль. С рынка могут уйти добросовестные производители, которым не хватит ресурса прочности, скорости реакции, адаптивности. Это минус. Но, возможно, это влияние будет и благоприятным — завершат свою деятельность производители с «однодневными» сертификатами и те, кто насыщает рынок продукцией низкого качества.

Илья Мозжухин: Мы рассмотрели основные факторы, влияющие на развитие рынка противопожарных дверей. Но, в целом, сходная ситуация и в других направлениях. Развитие конкурентоспособного, прозрачного и безопасного рынка противопожарной продукции в России напрямую зависит от внимания органов власти к устранению всего обозначенного комплекса причин. Выскажу свое мнение о том, что только административным ресурсом здесь не обойтись. Для создания безопасной противопожарной среды и, в результате, цивилизованного функционирования коммерческой составляющей этой сферы необходима заинтересованность и вовлеченность всех участников процесса: органов законодательной и исполнительной власти, производителей и дистрибьюторов, застройщиков. Такие общественные организации, как «Союз 01», являются площадками, способными объединить и помочь построить диалог между всеми вовлеченными сторонами.

Вернуться к списку статей
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group