Вернуться к списку

Республиканская конференция «Рынок дверей Беларуси»

Минск, 08.09.2011 - 01.01.1970

8 сентября 2011 г. в Минске в рамках Международной специализированной строительной выставки "БУДПРАГРЭС-2011" состоялась первая республиканская конференция «Рынок дверей Беларуси».
Организатор – отраслевое информационно-аналитическое агентство «Дверное Дело».
Соорганизатор – международная специализированная строительная выставка БУДПРАГРЭС-2011.

В конференции приняли участие около 50 представителей производственных и оптово-розничных дверных компаний, компаний смежных отраслей из Беларуси и России (Belwooddoors, Все двери, Поставский мебельный центр, Пять Ключей, Стальная линия, Стройдетали, Форпост-Минск и др.).
Целью конференции было обсудить текущую ситуацию на рынке дверей Беларуси, оценить структуру и объём рынка межкомнатных и входных дверей, оценить экспортный потенциал белорусских компаний-производителей и дать прогнозы развития рынка в краткосрочном периоде.
С докладами выступили ведущие производители входных и межкомнатных дверей Беларуси и России и руководители оптовых компаний: Виталий Василевич (Belwooddoors), Олеся Бабичева (Поставский мебельный центр), Владимир Скоблик (УП Стальная линия), Павел Дятлов (Форпост) и Александр Скиба (ГК Бекар).

Первым с докладом «Рынок дверей Беларуси» выступил Виталий Василевич, Belwooddoors.
В начале доклада Виталий представил итоги 2010г. по ценовым сегментам: оценил долю и динамику сегмента, доля импорта в сегменте. Основной объем (60%) приходился на сегмент до 4000 рос. руб., в этом же ценовом сегменте наблюдался самый большой рост (20-25%). Самая большая доля импорта (100%) в ценовом сегмент премиум, от 16000 рос. руб.
Затем была проведена оценка изменений на рынке с точки зрения каналов продаж. Основные изменения были связаны с открытием супермаркетов DIY, роста Интернет-представительств специализированной розницы и укрупнения некоторых региональных оптовиков до республиканского уровня. Основным каналом сбыта являются стройки (50%) и строительные рынки (20%).
По оценкам компании Belwooddoors в 2011 г. на рынке произошли следующие изменения:
- К середине года реальный покупательский спрос сократился в 4-5 раз.
- Вырос спрос на двери с искусственными покрытиями в эконом, нижнем среднем и среднем сегментах.
- К концу первого полугодия произошло смешение всех ценовых сегментов рынка между собой.

К концу 2011 г. прогнозируется сокращение платежеспособного спроса (в частности строек), сокращение продаж по таким каналам, как строительные рынки и специализированная розница. В DIY и строительных магазинах сокращение продаж идет чуть медленнее, чем в других розничных каналах сбыта.
Далее с докладом выступила Олеся Бабичева, Поставский мебельный центр.
В докладе была приведена статистика по объемам продаж в разных регионах, и на основе этого сделанывыводы о перспективах развития рынка по разным видам массивов. Олеся оценила экспортный потенциал фабрики (80% продукции идет на экспорт) и рассказала основные сложности работы с продукцией из массива.
Следующим было выступление Павла Дятлова, Форпост.
Свой доклад он начал с анализа представленности входных дверей на примере крупнейших строительных площадок г. Минска. Далее была приведена некоторая статистика по торговым точкам и представленности входных дверей.
Входные двери занимают 1/6 часть всего рынка дверей Беларуси.
Структура торговых объектов: 49% – точки со смешанным ассортиментом, 29% – точки, где представлены только межкомнатные двери, 22% – только входные двери.
Структура ассортимента точек по входных дверям: 46% – импортная продукция, 36% – входные двери производства Республики Беларусь, 18% – смешанный ассортимент.
54% входных дверей представлены в эконом сегменте.
Завершил свой доклад Павел анализом среднегодового тренда продаж за предыдущий период.
Далее выступил Владимир Скоблик, Стальная линия.
Владимир оценил емкость рынка дверей Беларуси: 8000-15000 шт/мес. Такие разные цифры объяснялись тем, что емкость зависит от сезона, месячных колебаний спроса и государственного финансирования. Состав игроков на рынке: 60% рынка – это продукция местных производителей (5 крупнейших производителей производят 50% всей продукции) и 40% - это импорт.
В 2010г. наблюдался рост производства (+20%), поскольку происходили существенные финансовые влияния в строительную отрасль. Производства были перегружены. К середине 2011 г. началось падение доходов население в связи с валютным кризисом, многие производства начали работать вполсилы, некоторые закрылись вообще. Выход – экспорт продукции, поиск поставщиков сырья по приемлемым ценам. В настоящий момент мало кто из белорусских производителей к этому готов.
В завершение доклада были представлены прогнозы развития белорусского рынка.
Объемы строительства будут снижаться, замораживаться. По официальным данным – к концу 2011-началу 2012 гг. произойдет снижение на 20%, но поскольку последние 5 лет стройка росла ~10% в год и набрала очень большой ежегодный темп, спад будет больше, чем на 20%
Рабочая сила подешевела. Все производства, которые успели закупить современное оборудование имеют хорошие шансы выйти на внешние рынки.
Завершилась конференция докладом Александра Скибы, ГК Бекар «Анализ и прогнозы отраслевой ситуации в РБ».
Его доклад был посвящен сравнению и развитию рынков России и Беларуси в посткризисный период (валютный кризис 1998 г. в России и 2011 г. в Беларуси). Сильнее всего кризис повлиял на средний ценовой сегмент, объём продаж по сравнению с докризисным уровнем сократился на 20%(РБ). Что касается динамики рынка, то кризис в России гораздо больше повлиял на продажи, наблюдалось снижение в 3 раза по сравнению с докризисным периодом, и на протяжение полугода объем продаж сохранялся на уровне 30-40% от докризисного уровня. В Беларуси продажи упали в 2 раза, причем по прогнозам восстановление объема продаж планируется к концу 2011г. до уровня 80% от докризисного объема.
Александр также назвал характерные черты кризиса в поведении потребителей, в экономике и в маркетинге компаний. Так, к характерным признакам кризиса он отнес:
- Обороты в рублях выросли на начальном этапе;
- Маржинальность бизнеса постоянно снижалась;
- Состояние растерянности у покупателей и продавцов;
- Первые два три месяца расходы накоплений потом затишье;
- Ценовые сегменты провалились по-разному;
- Крупные города стали еще значительней отличаться объемами продаж;
- Закрытие одних предприятий дало возможность появиться другим.

В заключение, он привел примеры способов борьбы с кризисом в России и назвал пути выхода из сложившейся ситуации в республике Беларусь:
- Оптимизация издержек;
- Правильный выбор ассортимента;
- Оптимизация логистики;
- Дифференциация (к покупателю);
- Поиск новых ниш.

Отзывы участников конференции:
Алексей Парафиянович, РосБелИнвест
Спасибо за организацию конференции. Очень не хватает в Беларуси подобных мероприятий. Были сделаны хорошие доклады и получена полезная информация, которой непременно воспользуемся. Хотелось бы по чаще встречаться и узнавать не только анализ рынка, но и увидеть презентации предприятий дверной отрасли, т.к. порой о предприятиях ничего не известно.

Заборонюк Дмитрий, Стройдетали
Было полезно и интересно выслушать мнение о состоянии рынка межкомнатных дверей конкурирующих организаций. В целом такие мероприятия необходимо проводить постоянно и с большим размахом, так как на сегодняшний момент аналитики, подкрепленной опытом белорусских компаний как таковой нет.

Ольга Тимофеева, Imawell GmbH
В первую очередь от лица компании «Imawell» хотим поблагодарить организаторов за проведение данного мероприятия в Беларуси в довольно непростое для развития страны время. Т.к. наша компания является поставщиком комплектующих в т.ч. для дверного производства, нам наиболее интересны были доклады производителей межкомнатных дверей (т.е. представителей нашего целевого рынка), их видение своего развития в ближайший год.
Особенностью рынка дверей Беларуси, на наш взгляд, является ориентация местных производителей на экспорт, а розницы - на импорт. Обусловлено это в первую очередь тем, что белорусские производители заняли нишу эконом сегмента шпонированных и массивных дверей в странах СНГ. В белорусской рознице же присутствует львиная доля гладких дверей с сотовым заполнением, производить которые белорусские предприятия не могут из-за специфики оснащенности производства шпонированных дверей, а также из-за низкой цены на готовые российские двери с сотовым заполнением, обусловленные более низкими издержками (в т.ч. большими объемами производства, наличием в достатке производителей ДВП и МДФ, наличием собственного оборудования для такого производства).
Т.е. в качестве подведения итогов конференции, было бы интересно слышать мнение организаторов о том, какой на их взгляд сложился белорусский рынок дверей, чем он обусловлен, куда движется. Информация о розничном рынке в частности межкомнатных дверей в Беларуси была довольно подробно представлена в докладе компании "Беллесизделие", которая развивает в основном экспортное направление сбыта как и второй докладчик "Поставский мебельный центр".

Виталий Василевич
Хотим отметить высокий уровень организации и проведения республиканской конференции "Рынок дверей Беларуси". Данное мероприятие в настоящее время, учитывая сложившуюся в Республике обстановку, оказалось весьма актуальным.
Поэтому не удивительно, что конференция заинтересовала руководителей торговых организаций города Минска и всех регионов РБ. На свои вопросы они смогли получить исчерпывающие ответы непосредственно от главных участников рынка.
Информативным и познавательным было выступление директоров производств и первых импортёров, которое помогло увидеть и понять основные тенденции. Анализ рынка и прогнозы специалистов «Дверное дело» помогли глубже осмыслить ситуацию и наметить стратегические направления дальнейшей работы.

Юрий ЛЕШКЕВИЧ, "МАСТЕРСКАЯ. Современное строительство"
Несмотря на то, что подобное мероприятие, касающееся белорусского рынка дверей, проводилось впервые, хочется отметить, что оно собрало основных игроков этого производственного сегмента. Конечно, доклады разных спикеров отличались приводимыми цифрами относительно емкости рынка, но очевидно, что это происходило по причине отсутствия информации и различия методик оценки рынка. Однако такая информация - это лучше, чем полное отсутствие информации. Но, как мне кажется, важное достижение конференции состоит в том, что специалисты обозначили тенденции, характерные для рынка дверей. Они впервые собрались не в неформальных условиях, а в рамках профессионального публичного мероприятия. Примечательно, что инициатором конференции выступила компания со штаб-квартирой в России. Но этот факт свидетельствует как раз о том, насколько экспорто ориентированы производства белорусских компаний. Полагаю, что озвученная информация, как и сам факт встречи окажет плодотворное влияние на сотрудничество, на создание условий здоровой конкуренции в отрасли.

Сергей Босеков, ТД Двери
Не понятна цель конференции! Сухой доклад некоторых производителей, причем не все из них понимают, что происходит на внутреннем потребительском рынке! Конструктивного диалога не получилось. Жаль одним делом занимаемся, "дверным". Успехов! Приезжайте чаще!

Сергей Шейман, Все двери
Очень рад, что положено начало таким встречам, Все понравилось, особенно выступление Павла Дятлова (Форпост). На будущее хотелось бы видеть больше представителей производственных предприятий и дистрибьюторов.

Вадим Шевцов, Элител
Спасибо за конференцию,было интересно, понятна ситуация на белорусском рынке. Будем строить планы в этом направлении и ждем новых конференций.

Вернуться к списку
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group