Вернуться к списку

Крестьянские двери в московской галерее

Москва, Россия, 12.07.2007 - 01.01.1970

Выставка “Вход — выход” в галерее “Проун” вызывает умиление — два десятка побитых временем и расписанных хозяевами деревянных дверей от давно не существующих изб выглядят трогательно и нелепо, как малые дети на заседании совета директоров. Они и принадлежат теперь солидным людям — частным коллекционерам.
Тяга к наивному крестьянскому искусству растет вместе с усложнением мира вокруг нас, чувствуется дефицит чего-то бесхитростного, понятного, натурального. Совладелица и сокуратор “Проуна” Марина Лошак когда начинает говорить о вологодских прялках, коромыслах, туесках и вальках, так просто трепещет от удовольствия. Эту выставку крестьянских дверей она составила из нескольких частных собраний.
Двери все действительно отличные, расписанные традиционными для русского примитивного искусства сюжетами: львами, розанами, птицами Сирином и Алконостом да человеческими фигурами. Без виртуозного мастерства, но с большим чувством.
Есть и исключительные сюжеты — например, портрет во всю дверь человека в очках и с зонтиком, элегантного, явно приезжего. На другой двери натюрморт со штофом, рюмкой, вилкой, самоваром и чайником. Есть дверь, датированная позапрошлым веком, есть разрисованная, по семейному преданию бывших хозяев, в 1941 г. На ней написано “Прощай, Терентий!”, видимо, в большом волнении, потому что через два “щ”, рядом с надписью — маленький полустертый автопортрет художницы и большое изображение ее мужа. Выход из избы — замкнутого крестьянского мира — мог стать уходом навсегда и стоил памятной картины.
Вообще, все выходы из избы в мир — окна и двери — в крестьянском доме были артикулированы наличниками или росписью. Делалось это и по символическим соображениям, и для красоты, потому что долгими бесцветными сельскими зимами глаза только эту дверь и видели.
В 60-х гг. прошлого века коллекционирование расписной крестьянской утвари было занятием модным, почти массовым. Теперь и вещей осталось мало, и собирают их только преданные ценители. Хотя коллекционировать предметы народного быта во многом легче, чем не наивный антиквариат. По крайней мере фальшаков тут быть не может. Если какой-то умелец и захочет создать подделку, то так искренне, как у деревенских, у него не получится, а если выйдет, то это уже и будет произведением наивного искусства, для которого датировка и авторство — второстепенные показатели.
Выставка продлится до 25 сентября.

Ольга Кабанова
Ведомости
11.07.2007, №126 (1900)
http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/07/11/128989

Статьи по теме:
http://www.art-times.ru/russia/index.php?ID=2383

Вернуться к списку
Copyright©Дверное дело
Разработка сайта R.Time.Group