Прямой эфир в «Инстаграм». Гость – Вячеслав Якубик, «Морелли-Беларусь»
Инстаграм, 27.04.2020 - 27.04.2020
27 апреля состоялся Прямой эфир в просторах закрытой группы «ДверноеДело» в «Инстаграм». Гостем Сергея Харитонова стал Вячеслав Якубик, директор «Морелли-Беларусь». Темой эфира – «Пробовать развиваться или отсидеться-ужаться: какую стратегию принять сегодня».
В рамках прямого эфира обсудили кризисы, начиная с 2018 года по сегодняшний день. Какие компании выиграли, а какие проиграли. Специфика каждого кризиса, влияние на дверной рынок. Подробное рассмотрение сегодняшнего кризиса – плюсы и минусы влияния короновируса.
ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ ПРЯМОГО ЭФИРА:
Вспомним прошлые кризисы.
В кризис практически всегда меняются лидеры рынка.
2009 год. Суровая зима, голодная весна и быстрое восстановление летом.
Основная проблема – резкое неожиданное снижение спроса (особенно в среднем сегменте). Но потом он так же быстро и вырос.
Выиграл тот, кто активно действовал. Сеть Двери Белоруссии, Ульяновские фабрики, ВФД, Браводорс, Новый Стиль, Омис.
Проиграли (Волховец, Дера, Берсони, Лаверна + большое кол-во игроков, которые позднее добил кризис 2015 года).
Кризис 2015-2016 год.
Более длительный
Повысили цены в рос рублях и проиграли – украинские и белорусские производители в нижнем и среднем сегменте, ульяновские двери, ТМ Двери Белоруссии.
Оставили старые цены, но объемов не нарастили, себестоимость не понизили и проиграли – Краснодеревщик, Одинцово, Принцип, чебоксарские производители, Торекс
Оставили старые цен, нарастили объемы, выпустили актуальные продукты, снизили себестоимость и выиграли – Профильдорс, Эльпорта, ВФД и ВДК из Коврова, Велдорис, Эстет.
Малые заводы нашли интересный сегмент – Италозамещение.
Так же выиграли:
Оптовики – Браводорс - Эльпорта, Юркас.
Розница – Все Двери в Украине сместили с лидерских позиций ДБ.
Самые крутой победитель двух кризисов – это Евгений Кузнецов (Цитадель-Феррони).
Сытые годы 2017, 2018, 2019
Рынок СНГ в объемах перерос докризисный 2013.
Бурное развитие Феррони и Браво-Эльпорты. Смогли использовать эффект масштабизации производства.
Торможение Профильдорса. Серию Xсъели более молодые конкуренты, а нового Вундерваффе так и не придумали.
Полное фиаско в новых продуктах Торекса и Волховца.
Украинцы так и не нашли замену Средней Азии (60 тысяч ежемесячно там продавали). В Европе у НС и Омиса очень посредственные успехи. Сам украинский рынок от ухода российских игроков только проиграл. Ни в Беларуси, ни в Странах Балтии пока украинские производители не могут похвастаться хоть какими то успехами. Хотя им там никто не мешает продавать. В Прибалтики даже помогают – нет пошлины на погонаж.
Кризис 2020.
Резкое падение спроса как в 2009 (но еще более глубокое) и большая длительность (как в 2015-2016 году).
Из больших компаний пострадают в первую очередь те, кто потерял дух предпринимательства, а так же у кого масштабность привела к низкой эффективности. Имен называть не буду, но симптомы опишу:
Уставший сытый владелец в плену иллюзий.
Безинициативные топы - чиновники и деспотичные бухгалтера.
Сложная и медленная система принятия решений.
Куча постоянных затрат (убыточные филиалы, раздутые маркетинговые службы, полный склад неликвидов).
Отсутствие классных продуктов на взлете в 2019 году.
Несколько продуктовых факапов в сытые 2018/2019.
От таких Партнеров лучше избавиться.
Из маленьких – кто не захочет по настоящему меняться.
Плюсы текущей ситуации:
Нет заграничных отдыхов, почти никаких видов отдыхов нет.
Развлечений вне дома тоже нет.
Процесса оффлайн шоппинга тоже нет.
Гораздо меньше эмоциональных покупок. Красивой одежды, украшений…
Новые автомобили тоже не радуют – некуда на них ездить.
Вернулись гастербайтеры
Возникает вопрос у потребителя –Чем полезным заняться? Чем себя порадовать?
Деньги у потребителей есть!
Короли Инстаграмм и Телеграмм, Принцессы Тиктоков - Ваш выход!
Наличие большого количества оффлайн магазинов для бизнеса в данный момент не плюс, а минус!
Сейчас в Беларуси, даже без карантина, входяший трафик в оффлайн салонах уменьшился в сравнении с мартом в 8-10 раз. Продажи сократились в два раза.
Из опыта наших соседей мы понимаем, что дальше будет значительно хуже.
Однако опыт стран, которые ушли на карантин в середине марта (более месяца назад) показывает, что Даже при Строгом карантине рынок не умирает совсем.
Да, он сокращается минимум вдвое, но он остается.
Людям очень быстро надоедает безделье, к окончанию второй недели они адаптируются к ситуации и начинают тратить свои сбережения. Сбережений у Потребителей много.
Потребность сохраняется – кризис пришел неожиданно – есть огромный задел проданных необжитых квартир и домов, люди переезжают со съемного жилья, возвращаются гастербайтеры домой. Есть дачи и загородные дома. Есть потребность улучшить то жилье, в котором ты теперь находишься постоянно.
Вывод – отсидеться не получится, нужно двигаться, но аккуратно. Постоянно пробовать что-то новое и быстро внедрять то, что приносит результат.